Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-11
Заголовок |
Изображения распятия в античном искусстве в римский период |
Автор |
Пантелеев А. Д. |
email |
a.panteleev@spbu.ru |
Сведения об авторе |
Пантелеев Алексей Дмитриевич — кандидат исторических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. a.panteleev@spbu.ru ORCID: 0000-0003-3333-7980 |
В рубрике |
Искусство Древнего мира |
DOI | 10.18688/aa2111-01-11 |
Год |
2021 |
Номер сборника |
11 |
Страницы |
124–133 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
86.3 |
Индекс ББК |
86.3 |
Аннотация |
Статья посвящена рассмотрению изображения распятия в античном искусстве. Хотя древние историки, философы, риторы, поэты и писатели много рассказывают об этой казни, нашей богатой литературной традиции соответствует всего несколько изображений. Это 1) фреска из гробницы Ариети, или как её иногда называют, гробницы Магистратов, в Риме (III–I вв. до н. э.); 2) граффито из Путеол (нач. II в. н. э.); 3) граффито Алексамена (кон. II – нач. III в. н. э.), найденное при раскопках на Палатинском холме в Риме. Кроме того, рассмотрены артефакты, подлинность которых в наше время вызывает сомнения: цилиндрическая печать с висящим на кресте Орфеем и костяной амулет с изображением распятой ослиноголовой фигуры. Особое внимание при рассказе о них уделено истории их интерпретаций современными исследователями. Редкость этих изображений может быть следствием того, что для римлян этот обычай с самого начала считался варварским и применимым только к рабам и не-гражданам; этот сюжет не мог использоваться для пропаганды имперской идеологии или поддержания римской идентичности. Это объясняет характер большинства сохранившихся памятников: это или граффити с оскорбительным подтекстом, или магические геммы.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44180 «Политическое измерение раннехристианской агиографической литературы». |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Пантелеев А. Д. Изображения распятия в античном искусстве в римский период // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 124–133. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-11
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Пантелеев А. Д. Римские мифологические мимы и христиане // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. — Вып. 7. — 2008. — С. 345–356.
- 2. Пантелеев А. Д. От преступников к мученикам: изображения казни в искусстве Римской империи // Актуальные проблемы теории и истории искусства. — 2017. — Вып. 7. — С. 138–146.
- 3. Bradley K. Slavery and Society in Rome. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — 202 p.
- 4. Calvino R. Cristiani a Puteoli nell’anno 61. Riflessioni sull’importanza della noti zia concisa degli ‘Atti’ (28, 13b–14a) e risposta all’interrogativo sulle testimonianze monumentali coeve // Rivista di Archeologia Christiana. — 1980. — Vol. 56. — P. 323–330.
- 5. Canali De Rossi F. Il sepolcro di Atilio Calatino presso la porta Esquilina // Journal of Fasti Online. 2008. URL: http://www.fastionline.org/docs/FOLDER-it-2008-127.pdf (дата обращения: 25.01.2021).
- 6. Chapman D. W. Ancient Jewish and Christian perceptions of crucifixion. — Tübingen: Mohr Siebeck, 2008. — 321 p.
- 7. Coarelli F. Cinque frammenti di una tomba dipinta dall’Esquilino (Arieti) Roma, Palazzo dei Conservatori, Braccio Nuovo. Della necropoli dell’Esquilino // Affreschi Romani dalle raccolte dell’Antiquarium Comunale. — Rome: Assessorato Antichita, 1976. — 57 p.
- 8. Coarelli F. I sepolcri dipinti dell’Esquilino e la pittura trionfale // Kunst von unten?: Stil und Gesellschaft in der antiken Welt von der ”arte plebea” bis heute / Hrsg. von F. de Angelis. — Wiesbaden: Reichert Verlag, 2012. — S. 121–132.
- 9. Cook J. G. Envisioning Crucifixion: Light from Several Inscriptions and the Palatine Graffito // Novum Testamentum. — 2008. — Vol. 50. — P. 262–285.
- 10. Cook J. G. Crucifixion as Spectacle in Roman Campania // Novum Testamentum. — 2012. — Vol. 54. — P. 68–100.
- 11. Cook J. G. John 19:17 and the Man on the Patibulum in the Arieti Tomb // Early Christianity. — 2013. — Vol. 4. — P. 427–453.
- 12. Cook J. G. Crucifixion in the Mediterranean World. — Tübingen: Mohr Siebeck, 2014. — 522 p.
- 13. Epplett C. Spectacular Executions in the Roman World // A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman World / Eds. P. Christesen, D. G. Kyle. — Malden; Oxford: Wiley Blackwell, 2014. — P. 520–532.
- 14. Fasola U. Scoperte e studi archeologici dal 1939 ad oggi che concorrono ad illuminare i problemi della sindone di Torino // La sindone e la scienza: Bilanci e programmi: Atti del II congresso internazionale di sindonologia / Ed. P. Coero-Borga. — Torino: Paoline, 1978. — P. 59–81.
- 15. Garrucci R. Un Graffito Blasfemo nel Palazzo dei Cesari // Civiltà Cattolica Anno Settimo. 3rd series. — 1856. — Vol. 4. — P. 529–545.
- 16. Giatti C. Il sepolcro cd. ‘Arieti’ sull’Esquilino: Nuove proposte di lettura del monumento // Archeologia classica. — 2007. — Vol. 68. — P. 75–107.
- 17. Guarducci M. Iscrizioni greche e latine in una taberna a Pozzuoli // Acta of the Fifth International Congress of Greek and Latin Epigraphy Cambridge 1967. — Oxford: Basil Blacwell, 1971. — P. 219–223.
- 18. Harley F. Images of the Crucifixion in Late Antiquity. The Testimony of Engraved Gems (Ph.D. Thesis). — Adelaide, 2001. — 316 p.
- 19. Harley F. The Narration of Christ’s Passion in Early Christian Art // Byzantine Narrative. Papers in Honour of R. Scott / Ed. J. Burke. — Melbourne: Australian National University, 2006. — P. 221–232.
- 20. Harley-McGowan F. Picturing the Passion // The Routledge Handbook of Early Christian Art / Eds. M. Jensen, M. D. Ellison. — London, New York: Routledge, 2018. — P. 290–307.
- 21. Harley-McGowan F. The Alexamenos Graffito // The Reception of Jesus in The First Three Centuries. Vol. 3. / Ed. C. Keith. — London: Bloomsbury, 2019. — P. 105–139.
- 22. Hengel M. Crucifixion in the Ancient World and the Folly of the Message of the Cross. — Philadelphia: Fortress Press, 1977. — 99 p.
- 23. Hoek A., van den, Herrmann J. J. Pottery, Pavements, and Paradise: Iconographic and Textual Studies on Late Antiquity. — Leiden; Boston: Brill, 2013. — 582 p.
- 24. Holliday P. J. The Origins of Roman Commemoration in the Visual Arts. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002. — 283 p.
- 25. Jensen R. M. Understanding Early Christian Art. — London, New York: Routledge, 2000. — 221 p.
- 26. Lanciani R. A. Le antichissime sepolture Esquiline (Tav. VI–VIII) // Bullettino della Commissione Archeologica Comunale di Roma. — 1875 — Vol. 3. — P. 41–56, 239–240.
- 27. Langner M. Antike Graffitizeichnungen. Motive, Gestaltung und Bedeutung. —Wiesbaden: Ludwig Reichert, 2001. — 170 S.
- 28. Maiuri A. La Campania al tempo dell’approdo di san Paolo // Studi Romani. — 1961. —Vol. 9. — P. 136–147.
- 29. Mathews T. The Clash of Gods: A Reinterpretation of Early Christian Art. — Princeton; Oxford: Princeton University Press, 1993. — 223 p.
- 30. Moreno P. La battaglia di Telamone in un dipinto dall’Esquilino // L’immagine tra mondo celtico e mondo etrusco-italico: Aspetti della cultura figurativa nell’antichitа / Ed. D. Vitali. — Bologna: Gedit, 2003. — P. 283–292.
- 31. Németh G. The Horse Head Demon // Sylloge Epigrapbica Barcinonensis. — 2013. — Vol. 11. — P. 153–162.
- 32. Phillips K. M. Perseus and Andromeda // American Journal of Archaeology. — 1968. — Vol. 72. — P. 1–23.
- 33. Sabbatini Tumolesi P. Gladiatorum paria: Annunci di spettacoli gladiatorii a Pompei. — Rome: Edizioni di storia e letteratura, 1980. — 179 p.
- 34. Samuelsson G. Crucifixion in Antiquity. An Inquiry into the Background and Significance of the New Testament Terminology of Crucifixion. — Tübingen: Mohr Siebeck, 2011. — 357 p.
- 35. Small J. P. The Parallel Worlds of Classical Art and Text. — Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — 272 p.
- 36. Wünsch R. Sethianische Verfluchungstafeln aus Rom. — Leipzig: Teubner, 1898. — 123 S.
- 37. Zaninotto G. La crocifissione negli spettacoli latini. Parte I. La pantomima del ‘Laureolus’ // Collegamento pro Sindone. — 1987, Luglio-Agosto. — P. 11–22.
- 38. Zaninotto G. La crocifissione negli spettacoli latini. Parte II. II graffito della taberna di Pozzuoli // Collegamento pro Sindone. — 1987, Settembre-Ottobre. —P. 18–26.
- 39. Zaninotto G. La crocifissione negli spettacoli latini. Parte III. Graffito e mimo del Laureolo // Collegamento pro Sindone. — 1987, Novembre-Dicembre. — P. 15–22.
- 40. Zias J., Sekeles E. The Crucified Man from Giv’at ha-Mivtar: A Reappraisal // Israel Exploration Journal. — 1985. — Vol. 35. — P. 22–27.
|