Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-04
Заголовок «Голова философа» из Портичелло: Предложение по идентификации
Автор email dcastrizio@unime.it
Сведения об авторе Кастрицио Даниэле — Ph. D., профессор. Мессинский университет, Пьяцца Пульятти, 1, Мессина 98122, Италия. dcastrizio@unime.it ORCID: 0000-0001-6435-4922
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa2111-01-04
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 4754
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(38) Индекс ББК 85.13
Аннотация

История находки остатков кораблекрушения в Мессинском проливе близ Портичелло и Вилла Сан Джованни долгая и непростая. Обломки корабля были случайно обнаружены местным ныряльщиком в 1969 г., а годом позже были обследованы отрядом подводных археологов из Университетского музея в Пенсильвании. Благодаря этому исследованию, стало известно, что судно затонуло в водах пролива между 400 и 375 гг. до н. э., а также, что в состав груза, который оно перевозило, входили амфоры разных типов, бесцветные чернильницы и мелкие слитки. Наряду с этими находками археологи извлекли части бронзовых статуй, которые были разрушены и фрагментированы. Это не просто античные статуи, подвергшиеся разрушению временем: и «Философ из Портичелло», и «Голова Басилевса» — это подлинные шедевры греческого искусства эпохи классики, которые, находясь в особых условиях хранения, долгое время не выставлялись.

Удивительно, как получилось, что научная полемика вокруг кораблекрушения в Портичелло обошла вниманием историю обнаружения места находки. Само название Портичелло (итал. «маленький порт») указывает на то, что это было место, где находился причал для парома. Изучение источников и археологическое обследование территории позволяет охарактеризовать это место как римскую якорную стоянку Ad statuam, Ad columnam.

Специалисты выдвигали различные гипотезы относительно найденных скульптур. Брунильда Сисмондо Риджуэй предположила существование скульптурной группы, включавшей статую Ахилла, неизвестного персонажа и кентавра Хирона («Философ из Портичелло»), наделённого чертами, которые она сочла «звероподобными». Энрико Парибени высказал мысль о существовании статуарной группы, включавшей фигуру старика, опирающегося на посох. Росс Холлоуэй допускал, что мы имеем дело с портретом Харонда из Катании, автора «халкидских установлений» и политической конституции в Регии. Анджело Мария Ардовино считает, что бронзовая голова должна называться просто головой философа. Джозеф Фрей полагал, что её допустимо признать портретом греческого драматурга Софокла, а Паоло Энрико Ариас — портретом поэта Гесиода. Согласно другим гипотезам, её следует называть обобщенно «голова прорицателя», о котором упоминается в одном из античных эпических циклов.

Имея задачей определить имя философа, изображенного с такой физиономической точностью, исследование следовало начинать с прочтения всех знаков, оставленных на бронзовой статуе, и дать объяснение каждому. Дальнейшее состояло в необходимости совместить полученные данные с теми, которые изначально были на статуе, но оказались утрачены. В конце следовало провести сопоставление с другими античными статуями. Это позволило выдвинуть предположение о том, что мы имеем дело с портретом философа Пифагора Самосского.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кастрицио Д. «Голова философа» из Портичелло: Предложение по идентификации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 47–54. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-04
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Arata F. P. Opere d’arte dal mare. Roma, Istituto poligrafico e Zecca dello Stato Publ., 2005. 217 p. (in Italian).
  • 2. Ardovino A. M. Il relitto di Porticello ed il cosiddetto “filosofo”. Annali della Facoltà di Lettere e Filosofia dell’Università degli Studi di Perugia, iss. 20, 1982–83, pp. 57–78 (in Italian).
  • 3. Arias P. E. Le presenze dell’arte greca. Settis S. (ed.). Storia della Calabria, vol. 1. Roma, Gangemi Publ., 1987, pp. 414–418 (in Italian).
  • 4. Castrizio D. Zeus Eleutherios — Zeus Keraunios. Numismatica e antichità classiche, iss. 31, 2002, pp. 151–168.
  • 5. Castrizio D. Guida alla statuaria reggina. Nuove ipotesi e interpretazioni. Reggio Calabria, 2011. 112 p. (in Italian).
  • 6. Castrizio D. Note di iconografia magnogreca. Roma, Arbor Sapientiae Editore Publ., 2018. 150 p. (in Italian).
  • 7. Eiseman C. J.; Sismondo Ridgway B. The Porticello Shipwreck: A Mediterranean Merchant Vessel of 415–385 B.C. Texas A&M University Press Publ., 1987. 126 p.
  • 8. Frazzoli F. V.; Vlad Borrelli L.; Fiorentino P. Indagini XRF su frammenti di statue bronzee sottoposte a corrosione marina. Applicazione dei metodi nucleari nel campo delle opere d’arte. Atti del Convegno Roma-Venezia 1973. Roma, 1976, pp. 339–356 (in Italian).
  • 9. Frey J. Ein unbekannter kynischer Philosoph. Hefte des Archäologischen Seminars der Universität Bern, iss. 10, 1984, pp. 19–25 (in German).
  • 10. Holloway R. R. Gli eroi di Riace sono siciliani? Sicilia Archeologica, iss. 21, 1988, pp. 23–29 (in Italian).
  • 11. Holloway R. R. The Archaeology of Ancient Sicily. London; New York, Routledge Publ., 1991. 232 p.
  • 12. Lawall M. L. Bolsals, Mendean Amphoras, and the Date of the Porticello Shipwreck. The International Journal of Nautical Archaeology, iss. 27.1, 1998, pp. 16–23.
  • 13. Mattusch C. C. Greek Bronze Statuary. From the Beginnings through the Fifth Century B.C. London, Ithaca Publ., 1988, pp. 198–200.
  • 14. Mavilla G. L’immensa onda. Le grandi scoperte nel mare di Calabria. Reggio Calabria, Emmegi Publ., 2000. 97 p. (in Italian).
  • 15. Paoletti M. La nave di Porticello: una rotta siciliana, Klearchos 129–136, 1991–1992, pp. 119–148 (in Italian).
  • 16. Paoletti M. La “testa di Basilea” e il saccheggio di Porticello. Magna Graecia, XXVIII, I–3, 1993, pp. 5–7 (in Italian).
  • 17. Paribeni E. Le statue bronzee di Porticello. Bollettino d’Arte, vol. 69, 1984, pp. 1–14 (in Italian)
  • 18. Rolley C. Die griechischen Bronzen. München, Hirmer Publ., 1984. 262 p. (in German)
  • 19. Rolley C. Les bronzes grecs et romains: recherches récents. Revue archéologique, 1990, pp. 407–410 (in French).
  • 20. Sismondo Ridgway Β. The Bronzes from the Porticello Wreck. Kyrieleis H. (ed.). Archaische und klassische griechische Plastik. Akten des Internationalen Kolloquiums, Athen 1985, vol. 2. Magonza, 1986, pp. 59–69.
  • 21. Sismondo Ridgway B. Nuove considerazioni sui bronzi di Porticello. Magna Graecia, vol. 28, iss. 1–3, 1993, pp. 1–4 (in Italian).
  • 22. Todisco L. Scultura greca del IV secolo. Milano, Longanesi Publ., 1993. 512 p. (in Italian).
  • 23. Valtieri S.; Mavilia L.; Gambino A.; Bruni S. Il ‘Filosofo’ restituito. Indagini sui frammenti bronzei del ‘relitto di Porticello’ conservati nel Museo Archeologico Nazionale di Reggio Calabria. Quaderni del Dipartimento Patrimonio architettonico e urbanistico, vol. 17, 2007, nn. 33–34, pp. 177–184 (in Italian).