Аннотация |
В этой статье обсуждается проблема того, почему античное искусство стало анонимным в поздней античности. Есть эстетические причины: считается, что изобразительное искусство больше не реагирует на мимесис, а на «фантазию», поэтому образы имеют трансцендентное происхождение и больше не приписываются конкретным художникам. Более того, переход Римской империи от конституционной монархии к абсолютистской подразумевает, что памятники теперь приписываются особенно императорскому покровительству, художники и архитекторы обесцениваются. Упадок классической культуры, широко распространенные пессимистические настроения и, наконец, отрыв западной части Римской империи от классического греческого наследия завершают эту картину. Однако древние художники снова станут известными с IX и X веков.
Художники упоминаются и считаются важными до периода Северов. С этого времени упоминания о художниках становятся редкими и исчезают. Этот процесс обусловлен радикальным изменением эстетической теории (фантазия становится более важной, чем мимесис), превращением Римской империи в абсолютистскую монархию, упадком классического образования, наконец, установлением культуры, которая рассматривает произведения искусства как прозрения божеств, а не творения художников. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Abbondanza L. Immagini della phantasia. Roemische Mitteilungen, vol. 108, 2001, pp. 111–134 (in Italian).
- 2. Albertson F. C. Zenodorus’s Colossus of Nero. Memoirs of the American Academy at Rome, vol. 46, 2001, pp. 95–118.
- 3. Anguissola A. Remembering with Greek Masterpieces: Observations on Memory and Roman Copies. Galinsky K. (ed.). Memoria Romana: Memory in Rome and Rome in Memory. Ann Arbor, University of Michigan Press Publ., 2014, pp. 117–134.
- 4. Bovey M. Disciplinae cyclicae: l’organisation du savoir dans l’oeuvre de Martianus Capella. Trieste, Edizioni Università di Trieste Publ., 2003. 406 p. (in French).
- 5. Calcani G. (ed.). Apollodoro e la colonna traiana. Rome, L’Erma di Bretschneider Publ., 2003. 67 p. (in Italian).
- 6. Can B. Antoninler dönemi baroğu ışığında Aspendos tiyatrosu bezemeleri. Adalya, vol. 8, 2005, pp. 89–119 (in Turkish).
- 7. Capogrossi Colognesi L. Tassi Scandone E. La Lex de Imperio Vespasiani e la Roma dei Flavii. Rome, L’Erma di Bretschneider Publ., 2009. 388 p. (in Italian).
- 8. Chalupa A. How Did Roman Emperors Become Gods? Various Concepts of Imperial Apotheosis. Anodos, no. 6/7, 2007–2008, pp. 201–207.
- 9. Coarelli F. Hermodoros di Salamina. Rogge S. (ed.). Salamis of Cyprus. Münster, Waxmann Publ., 2019, pp. 545–568.
- 10. Corso A. Prassitele. Fonti epigrafiche e letterarie, vol. 3. Rome, Leonardo Arte Publ., 1992 (in Italian).
- 11. Elsner I.; Rutherford I. (eds.). Pilgrimage in Graeco-Roman & Early Christian Antiquity: Seeing the Gods. Oxford, Oxford University Press Publ., 2005. 513 p.
- 12. Farinella V. The Domus Aurea. Milan, Electa Publ., 2019. 308 p.
- 13. Ghedini F. (ed.). Le Immagini di Filostrato Minore. Rome, Edizioni Quasar Publ., 2004. 207 p. (in Italian).
- 14. Janik J. Libanius and the Death of Julian. Classica Cracoviensia, iss. 21, 2018, pp. 83–94.
- 15. Johne K.-P. et al. (eds.). Die Zeit der Soldatenkaiser, 2 vols. Berlin, Akademie Verlag Publ., 2008. (in German).
- 16. Kansteiner S. (ed.). Der Neue Overbeck, 5 vols. Berlin, De Gruyter Publ., 2014. (in German).
- 17. Kulikowski M. The Triumph of Empire. Cambridge, 2016. 360 p.
- 18. La Rocca E. Sulla bottega di Pasiteles e di Stephanos. Greco G. (ed.). Kithon Lydios. Naples, Naus Editoria Publ., 2017, pp. 875–895 (in Italian).
- 19. Laes C.; Vuolanto V. (eds.). Children and Everyday Life in the Roman and Late Antique World. London, Routledge Publ., 2017. 390 p.
- 20. Ling R. Studius and the Beginnings of Roman Landscape Painting. The Journal of Roman Studies, iss. 67, 1977, pp. 1–16.
- 21. Lippold G. Timomachos. Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft, vol. VI A, 1, 1936 (Thesauros–Timomachos), pp. 1292–1296 (in German).
- 22. Mann A. Aachens Geschichte und die Geschichten von “Odo von Metz” und dem Karlsthron, von “Aquae Granni” und dem “Grashaus” neben anderen lokalhistorischen Legendenbeiträgen. Aachener Kunstblätter, iss. 61, 1995/97, 1998, pp. 361–369 (in German).
- 23. Meyboom P. G. P. Famulus and the Painters’ Workshops of the Domus Aurea. Mededelingen van het Nederlands Instituut te Rome, iss. 54, 1995, pp. 229–244.
- 24. Meyer H. Doch Prometheus? Zum Typus des Torso von Belvedere und seiner antiken Wirkungsgeschichte. Boreas, iss. 30/31, 2007–2008, pp. 25–39 (in German).
- 25. Muth S. (ed.). Laokoon. Rahden, Marie Leidorf Publ., 2017. 502 p.
- 26. Pucci G. La “Pinacoteca”. Palermo, Aesthetica Publ., 2010. 127 p. (in Italian).
- 27. Schuler W. Vitruv im Mittelalter. Wien Köln Weimar, Böhlau Verlag Publ., 1999. 494 p. (in German).
- 28. Sojc N. (ed.). Domus Augustana. Leiden, Sidestone Press Publ., 2012. 275 p. (in German).
- 29. Stewart A. Hellenistic Free–Standing Sculpture from the Athenian Agora 1. Hesperia, iss. 81, 2012, pp. 267–342.
- 30. Watts E. J. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley, University of California Press Publ., 2008. 288 p.
|