Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-24
Заголовок Образы античности в творчестве Ф. Г. Гордеева
Автор email 9556959@gmail.com
Сведения об авторе Щедрова Ольга Вячеславовна — старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств, Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. 9556959@gmail.com
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-24
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 266279
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 73.025»17 Индекс ББК 85.13
Аннотация

Актуальной проблемой при изучении особенностей развития изобразительного искусства в России во второй половине XVIII в., является определение степени влияния европейского искусства на русское. Интересно обратиться к творчеству Ф. Г. Гордеева, в котором влияние античной традиции проявилось особенно ярко.

Анализ специфики проявления античного наследия в творчестве Гордеева невозможен без рассмотрения системы восприятия античности в Академии художеств, где изучались и копировались антики. Также важную роль играло знакомство с теоретическими трудами, посвящёнными анализу и изучению античных памятников. В статье уделено пристальное внимание этому вопросу, а также рассмотрена и проанализирована специфика пребывания Гордеева в пенсионерской поездке. Высказано предположение, что поездки оказались успешными благодаря единству русской и европейской художественных школ. Пребывание Гордеева в Париже наполнено натурной работой, римский период это поездки, осмотр коллекций, зарисовки с натуры — накопление впечатлений, которые позже претворятся в творческие произведения.

Особое внимание в статье уделено мемориальной пластике Гордеева, именно в этой области наиболее последовательно проявилось его восприятие античности. Сдержанная символика антиков нашла в произведениях мастера глубочайшее эмоциональное выражение. Влияние античной пластики прослеживается в принципах взаимоотношения скульптурных и архитектурных форм, заимствовании атрибутики. Продемонстрировано, как именно Гордеев воспринял и развил принципы классицизма в скульптуре. Он не только использовал античные сюжеты и античные образы, но сумел постичь и воплотить основные принципы пространственного построения античной скульптуры и в первую очередь рельефа.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Щедрова О. В. Образы античности в творчестве Ф. Г. Гордеева // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 266–279. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-24
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Андросов С. О. Пётр Великий и скульптура Италии. — СПб.: АРС, 2004.— 418 c.
  • 2. Винкельман И.-И. Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре. — М.: Общество по изучению восемнадцатого века, 1992.— 49 c.
  • 3. Габричевский А. Г. Античность и античное // Античное в культуре и искусстве последующих эпох. М., 1984. — С. 49–56.
  • 4. Григорович В. И. Избранные труды. — СПб.: Лема, 2012.— 479 c.
  • 5. Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII в. — М.: Юрайт, 2015.— 611 с.
  • 6. Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963.— 320 с.
  • 7. Карпова Е. В. Монументальная пластика «Классического» Петербурга и античность // Санкт-Петербург и античность. — СПб., 1993. — С. 31–38.
  • 8. Кнабе Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000.— 238 с.
  • 9. Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. — М.; Л.: Искусство, 1940.— 260 с.
  • 10. Коваленская Н. Н. Русский классицизм. — М.: Искусство, 1964.— 704 с.
  • 11. Козловский М. И. Журнал пребывающего в Риме императорской Академии художеств пенсионера Михаила Козловского // Мастера искусства об искусстве. — М.: Искусство, 1965. —T. 6. — C. 101.
  • 12. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Лессинг Г.-Э. Избранные произведения. — М.: ГИХЛ, 1957. — С. 385–516.
  • 13. Михайлов А. В. Античность как идеал и культурная реальность // Античность как тип культуры. — М., 1988. — С. 308–325.
  • 14. Михаэлис А. Художественно-археологические открытия за сто лет. — М., Печатня А. И. Снегирёвой, 1913.— 403 с.
  • 15. Мозговая Е. Б. Античное наследие в творчестве Ф. Г. Гордеева // Проблемы развития русского искусства XVIII — первой половины XIX века. — Л.: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 1986. — С. 38–49.
  • 16. Мозговая Е. Б. Исторический рельеф во второй половине XVIII — первой половине XIX века // Отечественное и зарубежное искусство XVIII века. Основные проблемы. — Л.: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 1988. — С. 95–100.
  • 17. Мозговая Е. Б. Скульптурный класс Академии художеств. — СПб.: ZERO-design, 1999.— 270 с.
  • 18. Мозговая Е. Б., Лаппо-Данилевский К. Ю. Идеи И.-И. Винкельмана и Петербургская Академия художеств в XVIII столетии // XVIII век. — Сб. 22. — СПб.: Наука, 2002. — С. 155–179.
  • 19. Морозова С. С. Образ античности в русской скульптуре конца XVIII — первой трети XIX века: дис… канд. иск. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005.— 197 с.
  • 20. Ненатухина Г. Д. Памятники XVIII и первой половины XIX в. // Русская мемориальная скульптура. К истории художественного надгробия в России XI — начала XX в. — М.: Искусство, 1978. — С. 49–107.
  • 21. Рогачевский В. Фёдор Гордеевич Гордеев. — Л.; М.: Искусство, 1960. — 113 с.
  • 22. Ромм А. Г. Фёдор Гордеевич Гордеев. — М.; Л.: Искусство, 1948. — 32 с.
  • 23. Рязанцев И. В. Проблема наследия в творчестве скульпторов и архитекторов России второй половины XVIII в. // Труды Академии художеств СССР. — Вып. 4. — М., 1987. — С. 128–152.
  • 24. Рязанцев И. В. Скульптура в России XVIII — начала XIX века. — М.: Жираф, 2003.— 544 с.
  • 25. Талалай М. Г., Берташ А. (свящ.), Андросов С. О. Античные и библейские сюжеты в камне и бронзе. Петербургское городское убранство. — СПб.: ЛИК, 2006.— 352 с.
  • 26. Терёшкина О. Л. Итальянская школа живописи в интерпретации русских художников второй половины XVIII века (по журналам и рапортам пенсионеров Академии художеств) // Наука и школа. 2014. — М.: Московск. педагогическ. гос. ун-т, 2014. — С. 172–176.
  • 27. Фальконе Э.-М. Размышления о скульптуре // Мастера искусства об искусстве. — М.: Искусство. 1967. — Т. 3.— 450 с.
  • 28. Целищева Л. Н. О произведениях Антона Рафаэля Менгса в собрании музея Академии художеств // Искусство.— 1980.— № 9. — С. 61–67.
  • 29. Чекалевский П. П. Опыт ваяния из бронзы одним приёмом колоссальных статуй. — СПб.: Тип. Ф. Дрехслера, 1810.— 68 с.
  • 30. Яхонт О. В. О реставрации и атрибуции. — М.: Сканрус, 2007.— 270 с.
  • 31. Reimers H., de. L’Académie impériale des beaux arts à St. Petersbourg, depuis son origine jusqu’au régne d’Alexandre Ier en 1807. Publiè par le Conseiller d’Etat Henri de Reimers, 1807.— 161 p.