Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-23
Заголовок Боги в облаках: «эстетика картины» и балет екатерининской эпохи
Автор email nikiforova_lv@list.ru
Сведения об авторе Никифорова Лариса Викторовна — доктор культурологии, профессор. Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191023. nikiforova_lv@list.ru
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-23
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 255265
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 73/76:792.8 Индекс ББК 85.103(2)1+85.335.42 (2)
Аннотация

Под «эстетикой картины» применительно к театральному искусству понимается ори-ентация театральной мизансцены на конкретное или воображаемое живописное полотно, ориентация пластики и мимики актёра на произведения скульптуры или живописи, а также общий принцип живописного видения сцены и сценического действия. В XVIII в. «эстетике картины» в полной мере подчинено сочинение балетов и актёрское мастерство танцовщиков — советы подражать хорошей картине или статуе нередко звучат в записках балетмейстеров. Другая сторона взаимодействия театра и изобразительного искусства определена в труде П. Франкастеля как «материальный знак» —перенос на живописные полотна реквизита паралитургической драмы. Среди такого реквизита — облака из ваты, ткани, дерева, маскировавшие в священных представлениях театральные машины, позволявшие святым возноситься над землей или спускаться с небес. Мотив божества в облаках является наиболее очевидным и узнаваемым для понимания взаимосвязей живописи и театра в России XVIII в. В статье представлены примеры аллегорических полотен XVIII в., на которых облака обладают большим сходством с театральным реквизитом. В качестве прямой параллели живописного полотна и декоративного оформления балета рассмотрена картина Генриха Бухгольца «Аллегория побед русского флота в войне с Турцией 1768–1774 гг.» (1777, Государственный Эрмитаж), на которой, с большой степенью вероятности, запечатлён фрагмент сценографии балета «Новые аргонавты» (1770, хореограф Г. Анджолини).

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Никифорова Л. В. Боги в облаках: «эстетика картины» и балет екатерининской эпохи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 255–265. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-23
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Анджолини Г. Предуведомление // Анджолини Г. Армида и Ренольд: Балет героико-пантомимной, представленной в Санктпетербурге на придворном театре в сентябре месяце 1769 года / Сочинен господином Анжелинием балет-мейстером в службе ея величества.— [СПб.]: Печатан при Морском шляхетном кадетском корпусе, 1769.— [16] с.
  • 2. Анджолини Г. Новые аргонауты: Балет пантомимо-аллегоричный, представленный на Императорском театре сентября 24 дня 1770 года, по случаю преславной победы, одержанной над флотом оттоманским при острове Хио / Изобретение и сочинение балета г. Анжолини, балетмейстера находящагося в службе ея императорскаго величества. — СПб.: При Морском шляхетном кадетском корпусе, 1770.— [14] с.
  • 3. Берёзкин В. И. Искусство сценографии мирового театра: от истоков до середины XX века. — М.: Эдиториал УРСС, 1997.— 541 с.
  • 4. Гильфердинг фон Вевен Ф. Балет, называемый Сражение любви и разума: Представленной в покоях императорскаго дворца некоторыми дамами и кавалерами придворными, для увеселения ея императорскаго величества, Екатерины Вторыя, императрицы и самодержицы всероссийския, Москве, 1763 году, генваря дня / Изобретение и распоряжение г. Гильфердинга, придворнаго балетмейстера; Музыка композиции г. Шпрингера, придворнаго музыканта.— [М.: Унив. тип., 1763].— [20] c.
  • 5. Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. — СПб.: Планета музыки; Лань, 2010.— 567 с.
  • 6. Гранже П. Андромеда: Балет героический в пяти действиях / Сочинения г. Пиера Гранже, в службе ея имп. величества находящагося. — СПб.: [Тип. Акад. наук], 1772. — 17 с.
  • 7. Гроссман Л. П. Записки д’Аршиака; Пушкин в театральных креслах / [Вступ. ст. В. Шацкова]. — М.: Художественная литература, 1990.— 460 с.
  • 8. Дамиш Ю. Теория облака: Набросок истории живописи / Пер. с фр. А. Шестакова. — СПб.: Наука, 2003.— 358 с.
  • 9. Дидло Ш.-Л. Венгерская хижина или Знаменитые изгнанники: Большой героико-комический балет в трех действиях / сочинения г. Дидло; музыка соч. г-на Венуа; сражения г-на Вальвиля; декорации г-на Кондратьева; костюмы г-на Бабини. — СПб.: В типографии Императорскаго театра, 1817.— 16 с.
  • 10. Корндорф А. С. Дворцы Химеры. Иллюзорная архитектура и политические аллюзии придворной сцены. — М.: Прогресс-Традиция, 2011.— 624 c.
  • 11. Корндорф А. C. «Deus ex machina» и декоративная живопись русского барокко. К вопросу о границах жанров // Художественная культура. — 2013.— № 1. URL: http://artculturestudies.sias.ru/2013–1/istoriya-i-sovremennost/771.html (дата обращения: 27.01.2019).
  • 12. Красовская В. И. Западноевропейcкий балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра. — Л.: Искусство ЛО, 1981.— 286 с.
  • 13. Логунова Д. В. «Пигмалион» Ж.-Ж. Руссо как первый образец музыкально-сценической мелодрамы // Проблемы музыкальной науки.— 2013.— № 1 (12). — С. 243–248.
  • 14. Луков В. А. Руссо: драма «Пигмалион» у истоков предромантической мелодрамы // Французская литература от истоков до начала Новейшего периода: Электронная энциклопедия. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/lukov-francuzskaya-literatura-xviii/russo-pigmalion-lukov.htm (дата обращения: 27.01.2019).
  • 15. Никифорова Л. В. Чертоги власти. Дворец в пространстве культуры. — СПб.: Искусство-СПб, 2011.— 702 с.
  • 16. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце / Пер. с фр. под ред. А. А. Гвоздева. — СПб.: Лань; Планета музыки, 2007.— 384 с.
  • 17. Олимпиада = L’Olimpiade: Трагедия на музыке: Представленная в Москве 1762 года ноября 24 дня: В день тезоименитства ея императорскаго величества, великия государыни императрицы Екатерины Алексеевны, самодержицы всероссийския, и прочая, и прочая, и прочая / Сочинена господином аббатом Петром Метастазием; На музыку положена состоящим в службе ея императорскаго величества капельмейстером, господином Винцентом Манфрединием. Переведена и напечатана при Императорском Московском университете 1762 года.— [М.]: [Напеч. при Имп. Моск. ун-те, 1762]. — 80 с.
  • 18. Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. под ред. К. Разлогова. — М.: Прогресс, 1991.— 480 с.
  • 19. Программа балетта Медеи и Язона.— [СПб.: Тип. Горного училища, 1789].— 15 с.
  • 20. Сумароков А. П. Полное собрание всех сочинений, в стихах и прозе… Ч. 4. / Собраны и изданы в удовольствие любителей российской учёности Николаем Новиковым, членом Вольнаго Российскаго собрания при Имп. Московском университете. — М: Университетская типография Н. Новикова, 1787.— 375 с.
  • 21. [Туманский Ф. О.] Описание Кусковского праздника в 1 день августа 1792 // Российский магазин. — 1792. — Ч. 1. — С. 503–512.
  • 22. Франкастель П. Фигура и место: визуальный порядок в эпоху Кватроченто / Пер. с фр. А. В. Шестакова. — СПб.: Наука, 2005.— 335 с.
  • 23. Храм общия радости: Театральное зрелище с музыкою на случай торжественнаго дня тезоименитства ея императорскаго величества Екатерины II, императрицы всероссийския ноября 24 дня 1780 года / [Пер. З. А. Крыжановского]. — СПб.: [Тип. Мор. кадет. корпуса, 1780]. — 13 с.
  • 24. Церемониальный камер-фурьерский журнал 1770 года.— [Б. м.], 1856. — 402 с.
  • 25. Frantz P. L’esthétique du tableau dans le théâtre du XVIIIe siècle. — Paris: Presses Universitaires de France, 1998.— 268 p.
  • 26. Foster S. L. Pygmalion’s No-Body and the Body of Dance // Performance and Cultural Politics / Ed. E. Diamond. — New York: Routledge, 1996. — P. 133–154.
  • 27. Nye E. Mime, Music and Drama on the Eighteenth-Century Stage: The Ballet d’Action. — New York: Cambridge University Press, 2011.— 340 p.