Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-21
Заголовок Разум и чувство: тема дружбы в русском портрете эпохи Просвещения
Автор email st050356@student.spbu.ru
Сведения об авторе Чебакова Полина Александровна — студент магистратуры. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. st050356@student.spbu.ru Скворцова Екатерина Александровна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. e.skvortsova@spbu.ru
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-21
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 230242
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.041.5 Индекс ББК 85.143
Аннотация

В обществе XVIII в., где все стороны жизни подлежали контролю со стороны государства, дружба, как доказал М. В. Редди, становится одной из новых форм проявления общительности, предоставлявших «эмоциональное убежище», и приобретает центральное значение для культуры. Хотя в эпоху Просвещения, как показали исследования последних лет, понятия разума и чувства небыли взаимоисключающими, они всё же воспринимались как два полюса, определяющие в том числе специфику концепции дружбы. В статье рассмотрены особенности визуализации представлений о дружбе в России второй половины XVIII в., когда её значение для культуры стремительно возросло, на материале двойного портрета. Своеобразие русского Просвещения, определённое В. М. Живовым как «преимущественно мифологическое действо государственной власти», предопределило государственный акцент в мужских двойных портретах, развивающих традиции параллельного изображения и иконографии, в первой половине XVIII в. в России воплощавшиеся в аллегорических композициях в честь заключения мира. Мужская дружба в России понималась прежде всего в категориях разума, как политический союз или соратничество; мужской дружеский портрет лишён ноток чувствительности, которые находят отражение в некоторых разновидностях европейского двойного мужского портрета типа “conversation piece”. Дружба, трактованная в категориях чувства как союз сердец,в России была сопряжена исключительно с женским портретом. В качестве моделей женских дружеских портретов почти всегда выступают незамужние девушки: жизнь в браке, всецело подчинённая обязанностям супруги и матери, не оставляла женщине пространства для иных форм общения. В целом как женский, так и мужской дружеский портрет в России второй половины XVIII в. в отличие от Европы был неразрывно связан с семейным (портрет братьев или сестёр). Редкие исключения связаны с корпоративной дружбой в рамках закрытых учебных заведений, учреждённых волей Екатерины для воспитания совершенных людей и идеальных граждан.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Чебакова П. А.; Скворцова Е. А Разум и чувство: тема дружбы в русском портрете эпохи Просвещения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 230–242. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-21
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Aleksandrova N.V. Love and Friendship in the Russian Noble Culture of the Turn of the 18th–19th Centuries (on Memoir Sources). Magistra Vitae (Magistra Vitae: Online–Journal of Historical Sciences and Archeology), 1999, no. 2 (10), pp. 33–42 (in Russian).
  • 2. Alekseev S. (ed.). Ekaterina Velikaia v strane i mire: po materialam vystavki (Catherine the Great in the Country and the World: On Materials of the Exhibition). St. Petersburg, Palace Editions Publ., 2017. 179 p. (in Russian).
  • 3. Alekseeva T. V. Vladimir Lukich Borovikovskii i russkaia kul’tura na rubezhe 18–19 vekov (Vladimir Borovikovskii and Russian Culture at the Turn of the 18–19th Centuries). Moscow, Iskusstvo Publ., 1975. 421 p. (in Russian).
  • 4. Alikova E. A. Dialogue of Human and Nature in Idylls of Women Poets of the 1770–1820s. Vestnik Brianskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Bryansk State University), 2012, no. 10, pp. 95–100 (in Russian).
  • 5. Arkhangel’skaia A. I. Borovikovskii. Мoscow, [s.n.], 1946. 61 p. (in Russian).
  • 6. Baillio J.; Lang P.; Baetjer K. Elisabeth Louise Vigée Le Brun. New York; New Haven, Yale University Press Publ., 2016. 278 p.
  • 7. Baltzly D.; Eliopoulos N. The Classical Ideals of Friendship. Caine B. (ed.). Friendship: A History. Oxon; New York, Routledge Publ., 2014, pp. 1–64.
  • 8. Barker E. Putting the Viewer in the Frame: Greuze as Sentimentalist. Studies in the History of Art, 2007, vol. 72, Symposium Papers XLIX: French Genre Painting in the Eighteenth Century, pp. 104–127.
  • 9. Billington J. H. The Icon and Axe: An Interpretative History of Russian Culture. London, Weidenfeld and Nicolson; New York, Alfred. A. Knopf Publ., 1968.
  • 10. Blakesley R. P. Ladies-in-Waiting: Picturing Adolescence in Dmitry Levitsky’s Smolny Portraits. 1772–76. Art History, 2017, no. 1 (37), pp. 10–37.
  • 11. Caine B. (ed.). Friendship: A History. Oxon; New York, Routledge Publ., 2014. 414 p.
  • 12. Cherezova L. Meisenskii farfor v sobranii Tul’skogo khudozhestvennogo muzeia (Meissen Porcelain in the Collection of Tula Museum of Fine Arts). Tula, Lev Tolstoi Publ., 1994. 32 p. (in Russian).
  • 13. Denby D. J. Sentimental Narrative and the Social Order in France, 1760–1820. Cambridge; New York, Cambridge University Press Publ., 1994. 298 p.
  • 14. Dutov A. A. Works of Art from Ia. F. Dolgorukov’s Embassy to France in 1687. Transactions of the State Hermitage Museum, vol. 70: Personalities from Peter the Great’s Time — 2013, pp. 153–158 (in Russian).
  • 15. Fripp J. L. Portraits of Artists and the Social Commerce of Friendship in Eighteenth–Century France. Ph. D. Thesis. Ann Arbor, The University of Michigan, 2012. 353 p. (unpublished). Available at: https://deepblue.lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/94079/jfripp_1.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 25 February 2020).
  • 16. Garrioch D. From Christian Friendship to Secular Sentimentality: Enlightenment Re–evaluations. Caine B. (ed.). Friendship: A History. Oxon, New York, Routledge Publ., 2014, pp. 165–214.
  • 17. Gavrilova L. M. Pol’za. Chest’. Slava. Nagrady Rossii (Benefit. Honour. Glory: Russian Awards). Moscow, Kudozhnik i Kniga Publ., 2004. 299 p. (in Russian).
  • 18. Gukovskii G. R. Ocherki po istorii russkoi literatury i obshchestvennoi mysli XVIII veka (Essays on the History of Russian Literature and Social Thought of the 18th Century). St. Petersburg, Goslitizdat Publ., 1938. 316 p. (in Russian).
  • 19. Iakimovich A. Novoe vremia. Iskusstvo i kul’tura XVII–XVIII vekov (Early Modern Period. Art and Culture of the 17th–18th Centuries). St. Petersburg, Azbuka–klassika Publ., 2004. 436 p. (in Russian).
  • 20. Jones G. W. Enlightenment, Russian. Craig Ed. (ed.). Routledge Encyclopedia of Philosophy, vol. 3. London; New York, Routledge Publ., 1998. 868 p.
  • 21. Karev A. A. Klassitsizm v russkoi zhivopisi (Classicism in Russian Painting). Moscow, Belyi gorod Publ., 2003. 319 p. (in Russian).
  • 22. Karev A. A. At the Boundaries of 18th-Century Russian Portraiture. Zakharova A. V.; Maltseva S. V.; Staniukovich-Denisova E. Iu. (eds.). Actual Problems of Theory and History of Art, vol. 10. Moscow, Lomonosov Moscow State University; Saint-Petersburg, NP-Print Publ., 2020, pp. 220-229.
  • 23. Kochetkova N. D. Literatura russkogo sentimentalizma (Literature of Russian Sentimentalism). St. Petersburg, Nauka Publ., 1994. 279 p. (in Russian).
  • 24. Kolmogorova E. E. The Theme of Family in the Russian Portrait of the Second Half of the 18th — Early 19th Centuries. Culture and Civilization, 2017, vol. 7, is. 1A, pp. 546–555. Available at: http://publishingvak.ru/file/archive-culture-2017-1/55-kolmogorova.pdf (accessed 17 January 2020) (in Russian).
  • 25. Kolmogorova E. E. Family Portraiture in 18th Century Russia and All-European Artistic Heritage. Zakharova A. V.; Maltseva S. V.;Staniukovich-Denisova E. Iu. (eds.). Actual Problems of Theory and History of Art, vol. 6. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 534–551 (in Russian).
  • 26. Kon I. S. Druzhba (Friendship). St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 329 p. (in Russian).
  • 27. Kornbluth M.L. Friendship in Fashion: The Dramatic Treatment of Friendship in the Restoration and Eighteenth Century. Ph. D. Thesis. Philadelphia, Pennsylvania University, 1956, 236 p. (unpublished). Available at: https://proxy.library.spbu.ru:2345/pqdtglobal/docview/301924276/3B076D36DF3439CPQ/1?accountid=28393 (accessed 2 March 2020).
  • 28. Kovalenskaia N. N. Russkii klassitsizm: zhivopis’, skul’ptura, grafika (Russian Classicism: Painting, Sculpture, Drawing). Moscow, Iskusstvo Publ., 1964. 703 p. (in Russian).
  • 29. Lotman Iu. M. Sotvorenie Karamzina (Creation of Karamzin). Moscow, Kniga Publ., 1987. 336 p. (in Russian).
  • 30. McBurney E. Art and Power in the Reign of Catherine the Great: The State Portraits. New York, Columbia University Press Publ., 2014. 426 p.
  • 31. Medakovich M. A. Between Friends: Representations of Female Sociability in French Genre Painting and Portraiture, 1770–1830. Ph. D. Thesis. Chapel Hill, The University of North Carolina, 2012. 346 p. (unpublished). Available at: https://cdr.lib.unc.edu/concern/dissertations/np193b12r (accessed 25 February 2020).
  • 32. Mikhailova K. V.; Smirnov G. V. (eds.). Portretnaia miniatiura iz sobraniia Gosudarstvennogo Russkogo muzeia, XVIII — nachalo XX veka (Portrait Miniatures from the Collection of the Russian Museum, 18th — Early 20th Century). St. Petersburg, Khudozhnik RSFSR Publ., 1979. 316 p. (in Russian).
  • 33. Nikitin S. A. (ed.). Russkie portrety XVIII i XIX vekov. Izdanie velikogo kniazia Nikolaia Mikhailovicha Romanova (Russian Portraits of the 18th and 19th Centuries. Edition of Grand Duke Nikolai Mikhailovich Romanov), vol. 3, 1907. Moscow, Tri veka istorii Publ., 2000. 688 p. (in Russian).
  • 34. Olausson M. (ed.). Catherine the Great & Gustav III: Exhibition Catalogue, Nationalmuseum, 9.10.1998–28.02.1999. Stockholm, Nationalmuseum; St. Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 1999. 640 p.
  • 35. Olson R. J. M.; Cavina A. O. Identifying Felice Giani’s Double Portrait with Michael Köck and the Friendship Portrait in Late Settecento Rome. Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, 2013, vol. 55, no. 2, pp. 266–285.
  • 36. Pastushenko L. M. Formation of Friendly Message Genre in Russian Poetry of the Late 18th Century. Vestnik Kamchatskoi regional’noi assotsiatsii “Uchebno–nauchnyi tsentr”. Gumanitarnye nauki (Bulletin of the Kamchatka Regional Association “Educational and Scientific Center”. Humanities), 2012, no. 2 (20), pp. 78–86 (in Russian).
  • 37. Petrova E.; Goldovskii G. (eds.). Gosudarstvennyi Russkii muzei. General’nyi katalog muzeinogo sobraniia. Zhivopis’: Pervaia polovina XIX veka (The State Russian Museum. General Catalogue of the Museum Collection. Painting: the First Half of the 19th Century), vol. 2. St. Petersburg, Palace Editions Publ., 2002. 232 p. (in Russian).
  • 38. Pevsner L.; Sakharova I. Portretnaia miniatiura XVIII — nachala XX veka (Portrait Miniature of the 18th–20th Centuries). Moscow, Krasnaia Ploschchad’ Publ., 1997. 262 p. (in Russian).
  • 39. Pfeiffer J. Männerfreundschaften in der Literatur des 18. Jahrhunderts. Freiburger Frauen Studien. 2000, no. 1, pp. 193–210 (in German).
  • 40. Podstanitskii S. A. (ed.). Materialy po russkoi ikonografii (Materials on Russian Iconography), no. 2. Moscow, Russkie Vitiazi Foundation Publ., 2013. 192 p. (in Russian).
  • 41. Pott U. (ed.). Das Jahrhundert der Freundschaft: Johann Wilhelm Ludwig Gleim und seine Zeitgenossen (Schriften des Gleimhauses Halberstadt). Göttingen, Wallstein Publ., 2004. 144 p. (in German).
  • 42. Reddy M. W. The Navigation of Feeling: A Framework for the History of Emotions. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2001. 380 p.
  • 43. Renne E. State Hermitage Museum Catalogue. Sixteenth- to Nineteenth-Century British Painting. New Haven; London, Yale University Press Publ., 2011. 416 p.
  • 44. Retford K. The Conversation Piece. Making Modern Art in Eighteenth-Century Britain. New Haven; London, Yale University Press Publ., 2017. 425 p.
  • 45. Schmitter A. M. Representation and the Body of Power in French Academic Painting. Journal of the History of Ideas, 2002, vol. 63, no. 3, July, pp. 399–424.
  • 46. Skvortcova E. A. Allegorical Program of “Portrait of Tsarevny Anna Petrovna and Elizaveta Petrovna” from Plane-Tree Study in the Marly Palace in Peterhof. Chelovek i Kul’tura (Person and Culture), 2019, no. 5, pp. 113–120 (in Russian).
  • 47. Skvortcova E. A. Lost Portraits of Peter I’s Children from Plane-Tree Study in the Marly Palace in Peterhof: Mysteries of Iconography. Transactions of the State Hermitage Museum, vol. 101: Personalities from Peter the Great’s Time — 2019, pp. 295–310 (in Russian).
  • 48. Skvortcova E. “Portrait of Grand Duke Alexander and Constantine” by R. Brompton (1781): Symbolism and European Counterparts. Vspomogatel’nye istoricheskie distsipliny v sovremennom nauchnom znanii.Materialy XXXIII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Auxiliary Sciences of History in Contemporary Scientific Knowledge. Proceedings of 23rd International Scientific Conference). Moscow, Institute of World History, Russian Academy of Sciences Publ., 2020, pp. 372–374 (in Russian).
  • 49. Smith D. R. Rembrandt’s Early Double Portraits and the Dutch Conversation Piece. The Art Bulletin, 1982, vol. 64, no. 2, pp. 259–288.
  • 50. Tyukhmeneva E.A. Iskusstvo triumfal’nykh vrat v Rossii pervoi poloviny XVIII veka. Problemy panegericheskgo napravleniia (The Art of Triumphal Arches in Russia in the First Half of the 18th Century. Problems of Panegiric Trend). Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2005. 328 p. (in Russian).
  • 51. Vasser L. Europäische Hofkünstler in St. Petersburg in der Ersten Hälfte des 18. Jahrhunderts: Bildhauer Bartolomeo Carlo Rastrelli, Maler Johann Gottfried Tannauer und Louis Caravaque: Ein Beitrag zur “Europäisierung” Russlands. Berlin, Logos Publ., 2015. 343 p. (in German).
  • 52. Vdovin G. V. Persona — Individual’nost’ — Lichnost’ (Person — Individuality — Personality). Moscow, Progress–Traditsiia Publ., 2005. 248 p. (in Russian).
  • 53. Vlasov V. G. Novyi entsiklopedicheskii slovar’ izobrazitel’nogo iskusstva (New Encyclopedic Dictionary of the Fine Arts), vol. 6. St. Petersburg, Azbuka-Klassika Publ., 2007. 591 p. (in Russian).
  • 54. Vlasov V. G. Novyi entsiklopedicheskii slovar’ izobrazitel’nogo iskusstva (New Encyclopedic Dictionary of the Fine Arts), vol. 8. St. Petersburg, Azbuka-Klassika Publ., 2008. 844 p. (in Russian).
  • 55. Williams H. Académie Royale. A History in Portraits. Farnham, Ashgate Publ., 2015. 358 p.
  • 56. Zhidkov G. V. Russkoe iskusstvo XVIII veka: Arkhitektura. Skul’ptura. Zhivopis’ (18th-Century Russian Art: Architecture. Sculpture. Painting). Moscow, Iskusstvo Publ., 1951. 143 p. (in Russian).
  • 57. Zhivov V. M. State Myth in the Epoch of Enlightenment and Its Destruction in Russia in the End of the 18th Century. Danilova I. (ed.). Vek Prosveshcheniia. Rossiia i Frantsiia: Materialy nauchnoi konferentsii “Vipperovskie chteniia — 1987” (The Century of Enlightenment. Russia and France: Proceedings of Conference in Honor of B. R. Vipper — 1987), vol. 20. Moscow, [s.n.], 1989. 300 p. (in Russian).