Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-28
Заголовок За рамками гравюрного образца: лики в росписях Богоявленского храма села Еськи Бежецкого района Тверской области (1843–1847)
Автор email annapava@yandex.ru
Сведения об авторе Павлова Анна Леонидовна — кандидат искусствоведения, заведующая отделом. НИИ теории и истории изобразительных искусств при РАХ, ул. Пречистенка, д. 21, Москва, Российская Федерация, 119034; старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009. annapava@yandex.ru
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-28
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 315329
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75 Индекс ББК 85.103(2) 1
Аннотация

Важность различных западноевропейских гравированных Библий XVII–XVIII вв.как образцов для церковных росписей второй четверти XIX в. широко известна. Однако не менее интересно для исследования то, что остаётся за рамками гравюрного прототипа. Основные различия между прообразами и росписями особенно заметны в передаче ликов, которые никогда в точности не воспроизводили гравюры. Таким образом, характер написания ликов — одна из наиболее типичных черт для той или иной школы, артели или мастера.

Одновременно лики в наиболее значительных сохранившихся памятниках монументального искусства — сфера самого яркого и самостоятельного художественного творчества. Именнок таким памятникам относится роспись Богоявленского храма села Еськи Бежецкого районаТверской области (1843–1847). Здесь хорошо заметны особенности, присущие тверскому классицизму в целом. Наибольшее значение росписи села Еськи имеют с точки зрения самобытности приёмов академической системы письма, что особенно сказалось в узнаваемых ликах святых. Композиции были написаны по образцу гравюр Библий Кристофа Вайгеля (1695), Филиппа Андреаса Килиана (1758) и др., а лики в них c очевидностью демонстрируют художественный язык регионального классицизма. Именно лики делают росписи села Еськи неповторимыми, несмотря на то что сами сюжеты выполнены по образцу известных гравюр. Сравнение гравюры и росписи позволяет вникнуть в суть творческого метода региональных художников и увидеть их незаурядное мастерство.

Лики написаны в характерной для клеевой техники условной манере: размашистые движения кисти не скрыты, цветовая палитра ограничена, тщательность отделки не приводит к излишнему иллюзионизму. Черты ликов лишены идеализации, присущей академизму, но наделены яркими отличительными особенностями. К их числу относятся преувеличенно крупные глаза и мясистые носы с широкой переносицей, запавшие щёки и явные носогубные складки. Образы лишены эмоциональности, но наделены величием, необыкновенной выразительностью и внутренним напряжением.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Павлова А. Л. За рамками гравюрного образца: лики в росписях Богоявленского храма села Еськи Бежецкого района Тверской области (1843–1847) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 315–329. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-28
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки русской иконографии XVIII — начала XX века. — М.: Индрик, 2008.— 248 с.
  • 2. Михайлова О. В. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1951.— 82 с.
  • 3. Павлова А. Л. Немецкие гравированные Библии в русских церковных росписях XIX века // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Ред.-сост. М. В. Нащокина. — СПб.: Коло, 2017. — Вып. 21 (37). — С. 294–306.
  • 4. Павлова А. Л. Церковная монументальная живопись северо-востока Тверского края в эпоху классицизма (1830–1850-е годы) // Меж двух столиц: тверская архитектура и монументальное искусство XVIII — середины XX века. Сб. статей / Сост. А. М. Салимов. — Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2018. — С. 120–135.
  • 5. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. — М.: Прогресс-Традиция, 2004.— 264 с.
  • 6. Сарабьянов В. Д. Фрески Древнего Пскова. — М.: РА СОРЕК, 1993.— 46 с.
  • 7. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Гос. ин-т искусствознания. Тверская область. Ч. 2 / Отв. ред. Г. К. Смирнов. — М.: Наука, 2006.— 742 с.
  • 8. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч. 3. — М.: «Индрик» 2013. — 752 с.
  • 9. Хромов О. Р. Цельногравированная книга и гравюра в русских рукописях XVI–XIX веков. — М.: АртРодник, 2013.— 440 с.
  • 10. Weigel C(hristophor). Biblia Ectipa: Bildnusser aus Heilige Schrifft Alt und Neuen Testaments. — Augsburg: Selbstverl, 1695.— 452 S.