Заголовок | Репрезентация царских регалий в праздничном убранстве города в России. Эпоха Екатерины II | ||||||||
Автор | Тюхменева Е. А. | tyukhmeneva@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Тюхменева Екатерина Александровна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, ул. Пречистенка, д. 21, Москва, Российская Федерация, 119034. | ||||||||
В рубрике | Русское искусство XVIII–XIX века | DOI | 10.18688/aa200-2-22 | ||||||
Год | 2020 | Номер сборника | 10 | Страницы | 243–254 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.011.3 | Индекс ББК | 85.1 | ||||
Аннотация |
Настоящая статья является частью большого исследования, посвящённого теме репрезентации символов власти в художественном пространстве государственных торжеств (праздничных и траурных) в России XVIII в. Несмотря на не угасающий в последние десятилетия интерес к изучению роли царских регалий в отечественном искусстве Нового времени, а также — к праздничной и церемониальной культуре в целом, указанная тема остаётся практически не разработанной в современной науке. Праздничное убранство города представляет собой уникальноеявление, синтезирующее возможности разных сфер творчества — от архитектуры до пиротехники, и позволяющее рассматривать избранную проблематику в широком срезе, на межвидовом уровне. Во второй половине XVIII в. cвоё влияние оказывают на него реалии екатерининского царствования, проходившего под знаком просвещённого абсолютизма. На основе анализа целого комплекса письменных и графических источников в статье выявлены формы воплощения регалий властии особенности их смыслового звучания в программах триумфальных сооружений, фейерверков и иллюминаций второй половины XVIII в. в сравнении с предшествующим периодом; обозначены точки пересечения с произведениями других панегирических видов и жанров искусства; подняты вопросы терминологии. Опираясь на уже сложившуюся традицию праздничного оформления городского пространства, правление Екатерины II расширяет границы репрезентации царских регалий, наделяя их новыми функциями и значениями в соответствии с траекторией развития государственного мифа. Изучение данного материала существенно дополняет наши представления о роли символов власти в отечественной культуре Нового времени. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Тюхменева Е. А. Репрезентация царских регалий в праздничном убранстве города в России. Эпоха Екатерины II // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 243–254. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-22 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|