Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-22
Заголовок Репрезентация царских регалий в праздничном убранстве города в России. Эпоха Екатерины II
Автор email tyukhmeneva@mail.ru
Сведения об авторе Тюхменева Екатерина Александровна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, ул. Пречистенка, д. 21, Москва, Российская Федерация, 119034.
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-22
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 243254
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.011.3 Индекс ББК 85.1
Аннотация

Настоящая статья является частью большого исследования, посвящённого теме репрезентации символов власти в художественном пространстве государственных торжеств (праздничных и траурных) в России XVIII в. Несмотря на не угасающий в последние десятилетия интерес к изучению роли царских регалий в отечественном искусстве Нового времени, а также — к праздничной и церемониальной культуре в целом, указанная тема остаётся практически не разработанной в современной науке. Праздничное убранство города представляет собой уникальноеявление, синтезирующее возможности разных сфер творчества — от архитектуры до пиротехники, и позволяющее рассматривать избранную проблематику в широком срезе, на межвидовом уровне. Во второй половине XVIII в. cвоё влияние оказывают на него реалии екатерининского царствования, проходившего под знаком просвещённого абсолютизма. На основе анализа целого комплекса письменных и графических источников в статье выявлены формы воплощения регалий властии особенности их смыслового звучания в программах триумфальных сооружений, фейерверков и иллюминаций второй половины XVIII в. в сравнении с предшествующим периодом; обозначены точки пересечения с произведениями других панегирических видов и жанров искусства; подняты вопросы терминологии. Опираясь на уже сложившуюся традицию праздничного оформления городского пространства, правление Екатерины II расширяет границы репрезентации царских регалий, наделяя их новыми функциями и значениями в соответствии с траекторией развития государственного мифа. Изучение данного материала существенно дополняет наши представления о роли символов власти в отечественной культуре Нового времени.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Тюхменева Е. А. Репрезентация царских регалий в праздничном убранстве города в России. Эпоха Екатерины II // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 243–254. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-22
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Амелёхина С. Коронация императрицы Екатерины II // Пинакотека.— 1997.— № 2. — С. 24–30.
  • 2. Вдовин Г. В. Персона — Индивидуальность — Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII в. — М.: Прогресс-Традиция, 2005.— 248 с.
  • 3. Волкова М. А. Царские регалии. Символы власти в русской художественной культуре XVIII в. — М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.— 172 с.
  • 4. Гаврин В. В. Иносказание в портретной живописи России второй половины XVIII в.: дис… канд. иск. — М., 2002.— 283 с.
  • 5. Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова / Каталог выставки. — М.: In Artibus, 2017.— 770 с.
  • 6. Екатерина Великая и Москва. Каталог выставки: Государственная Третьяковская галерея / Отв. ред. Л. И. Иовлева. — М.: ГТГ., 1997.— 190 с.
  • 7. Живов В. М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII в. // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1987». — М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1989. — Вып. XX. — С. 141–165.
  • 8. Карев А. А. Миниатюрный портрет в России XVIII в. — М.: Искусство, 1989.— 256 с.
  • 9. Карев А. А. Классицизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003.— 320 с.
  • 10. Махотина А. А. О программе триумфальных врат в честь фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сб. ст. / Ред.-сост. И. В. Рязанцев. — М.: Памятники исторической мысли, 2009. — Вып. 12. — С. 68–85.
  • 11. Махотина А. А. Панегирическая программа и её художественное воплощение в искусстве государственных празднеств эпохи Екатерины II: дис… канд. иск. — М., 2011.— 345 с.
  • 12. Огаркова Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора. XVIII — начало XIX в. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.— 348 с.
  • 13. Проскурина В. Ю. Мифы империи. Литература и власть в эпоху Екатерины II. — М.: Новое литературное обозрение, 2006.— 343 с.
  • 14. Рязанцев И. В. Российская дань классике. Роль московской школы в развитии отечественного зодчества и ваяния второй половины XVIII — начала XIX в. — М.: Прогресс-Традиция, 2017.— 512 с.
  • 15. Тюхменева Е. А. Образы царских регалий в праздничном пространстве города в России первой половины XVIII в. // Труды Государственного Эрмитажа.— 2017. — Т. XC. — С. 279–288.
  • 16. Успенский Б. А., Живов В. М. Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) // Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — С. 205–337.
  • 17. Фейерверки и иллюминации в графике XVIII в. Каталог выставки: Государственный Русский музей / Авт. вступ. ст. и сост. кат. М. А. Алексеева. — Л.: ГРМ, 1978.— 98 с.