Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-35
Заголовок Противостояние в идиллии: усадьба как locus moralis в русской литературе
Автор email william.brumfield@gmail.com
Сведения об авторе Брумфилд, Уильям Крафт — Ph. D., профессор славистики. Тулейнский университет, 305 Newcomb Hall 1229 Broadway, 70118, Новый Орлеан, Луизиана, США.
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-35
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 400411
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 82.091 Индекс ББК 71; 83.3(2Рос=Рус)
Аннотация

Крылатую латинскую фразу Et in Arcadia ego обычно относят как к присутствию человека в идиллическом месте, так и к присутствию смерти в этом же пространстве. В статье раскрывается неоднозначное отношение к русской усадьбе как месту морального конфликта в повести «Трудное время» В. А. Слепцова и романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Подобная интерпретация требует осмысления как положения усадьбы в природной среде, так и её социокультурного статуса, связанного с темой социальной справедливости в России в XIX — начале XX в. Показано, чтоважнейшей функцией русской усадьбы как литературного топоса является создание «морального пространства», в котором ставятся и обсуждаются глубокие экзистенциальные вопросы. Сценический простор загородного поместья обеспечивает идеальную обстановку для столкновения идейных противников и для их идентификации в зависимости от отношения к окружающей природе. Присутствие природы поднимает вопрос об отношениях персонажей (и авторов) с романтизмом в литературе XIX в. Именно в романтизме восприятие таинственной гармонии Природы становится фундаментальным литературным тропом, передающим душевное состояние героя. В то же время непосредственное присутствие природы как продуктивной, питающей жизнь земли поставило усадьбу в центр труднопреодолимых социальных проблем крестьянства и его экономического положения до и после освобождения в 1861 г.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Брумфилд У. К. Противостояние в идиллии: усадьба как locus moralis в русской литературе // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 400–411. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-35
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Al’tshuller M. ‘Evgenii Onegin’: Et in Arcadia Ego. Pushkin: Issledovaniia i materialy (Pushkin: Research and Materials). St. Petersburg, Nauka, 2004, pp. 218–233 (in Russian).
  • Batiuto A. I. Turgenev — romanist (Turgenev as Novelist). Leningrad, Nauka Publ., 1972. 394 p. (in Russian).
  • Berlin I. Fathers and Children: Тurgenev and the Liberal Predicament. Oxford: Clarendon Press, 1970. 63 p.
  • Brumfield W. C. Slepcov Redivivus. California Slavic Studies, vol. 9. Berkeley, University of California Press, 1976, pp. 27–70.
  • Braider Ch. Refiguring the Real: Picture and Modernity in Word and Image, 1400–1700. Princeton, Princeton University Press, 2015. 338 p.
  • Granjard H. Ivan Tourguenev et les courants politiques et sociaux de son temps. Paris, Institut d’etudes slaves, 1966. 506 p. (in French).
  • Herzen A. I. Eshche raz Bazarov (Bazarov Yet Again). Sobranie sochinenii (Works in 30 vols.), vol. 20, book 1. Moscow, Gorky Institute of World Literature Academy of Sciences USSR, Publ., 1960, pp. 335–350 (in Russian).
  • Mann Iu. Poetika russkogo romantizma (The Poetics of Russian Romanticism). Moscow, Nauka Publ., 1976. 375 p.
  • Panofsky E. “Et in Arcadio ego”: Poussin and the Elegaic Tradition. Panofsky E. Meaning in the Visual Arts. Harmondsworth, Penguin Publ., 1970, pp. 340–367.
  • Pisarev D. I. Sochineniia (Works, in 4 vols.), vol. 1. Moscow, Goslitizdat Publ., 1955. 388 p. (in Russian).
  • Pustovoit P. G. Romanticheskoe nachalo v tvorchestve Turgeneva (The Romantic Principle in Turgenev’s Work. Kuleshov V. I. et al (eds.). Romantizm v slavianskikh literaturakh (Romanticism in Slavic Literatures: Collection of Articles). Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 1973, pp. 258–277. (in Russian).
  • Pustovoit P. G. Roman I. S. Turgeneva “Ottsy i deti”: Kommentarii (I. S. Turgenev’s Novel “Fathers and Sons”: Commentaries). Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 191 p. (in Russian).
  • Scolnicov H. Meeting one’s Death in Arcadia. Analecta Husserliana, vol. 84, pp. 249–261.
  • Sleptsov V. A. Trudnoe vremia (Hard Times). Sleptsov V. A. Sochineniia (Works in 2 vols.), vol. 2. Moscow, Goslitizdat Publ., 1957, pp. 3–162. (in Russian).
  • Turgenev I. S. Faust, a Tragedy by Goethe, translation. 1844. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem (Complete Works and Letters in 30 vols., Works in 12 vols.), vol. 1. Moscow, Nauka Publ., 1978, pp. 195–235 (in Russian).
  • Turgenev I. S. Fathers and Sons. Polnoe sobranie sochinenii i pisem (Complete Works and Letters in 30 vols.), vol. 7. Moscow, Nauka Publ., 1981, pp. 7–187 (in Russian).
  • Turgenev I. S. Nov’. Podgotovitenye materialy. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem (Complete Works and Letters in 30 vols.), vol. 9. Moscow, Nauka Publ., 1982, pp. 399–422 (in Russian).
  • Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem (Complete Works and Letters in 30 vols., Letters in 18 vols.), vol. 5. Moscow, Nauka Publ., 1988. 640 p. (in Russian).
  • Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem (Complete Works and Letters in 30 vols., Letters in 18 vols.), vol. 6. Moscow, Nauka Publ., 1989. 366 p. (in Russian).
  • Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem (Complete Works and Letters in 30 vols., Letters in 18 vols.), vol. 9. Moscow, Nauka Publ., 1995. 478 p. (in Russian).