Заголовок | Феноменологическая инициатива в проектной программе современного архитектора. На примере Парка будущих поколений в Якутске | ||||||||
Автор | Добрицына И. А. | rinadobrits@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Добрицына Ирина Александровна — доктор архитектуры, главный научный сотрудник, заведующая Отделом проблем теории архитектуры. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), ул. Душинская, д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. niitag@yandex.ru, rinadobrits@mail.ru | ||||||||
В рубрике | Мировое искусство XX–XXI веков | DOI | 10.18688/aa200-3-52 | ||||||
Год | 2020 | Номер сборника | 10 | Страницы | 586–593 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 72:930.85(470+571)(082) | Индекс ББК | 85.113(2) я43+63.3(2)-7я43 | ||||
Аннотация |
Статья связана с актуальной проблематикой архитектурной феноменологии, утверждающей превосходство культурно-эстетических критериев в архитектуре над технократическими в постиндустриальную эпоху. Феноменологическая парадигма определяет поворот к новой стратегии проектирования городской среды в XXI в. и возобновляет интерес к теории «места» в архитектуре. В статье раскрывается смысл современного этапа развития теории «места», показаны возможности компромисса — в сохранении духовного смысла места проживания человека на фоне технологического совершенствования проектирования и строительства. Вслед за норвежским теоретиком К. Норбергом-Шульцем, поэтически развившим современное понимание «места», рассмотрено философско-теоретическое восхождение проблемы. Прояснено многозначное понятие «сонастройка», введённое канадским теоретиком А. Пересом-Гомесом, раскрывающее современный шаг в теоретическом обосновании значимости феноменологической проблематики для сферы проектных замыслов. В целях осмысления идеи «места» в современных условиях и уяснения сути работы архитектора в созидании не просто шаблона, а чувственного неповторимого феномена среды анализируется пример из проектной практики одной из российских архитектурных мастерских — московского бюро «Атриум». Итоговая идея: 1) современная архитектура способна артикулировать неповторимое экзистенциальное пространство; 2) символизация уникального положения человека в природном и социальном мире при внимательном отношении к традициям становится одной из важнейших задач архитектуры в России и за рубежом на фоне технологически усложняющегося окружения. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Добрицына И. А. Феноменологическая инициатива в проектной программе современного архитектора. На примере Парка будущих поколений в Якутске // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 586–593. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-52 | ||||||||
![]() |
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | ||||||
Список цитируемой литературы |
|