Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-51
Заголовок Горизонт как символическая категория в современном сайт-специфическом искусстве
Автор email katerina.kochetkov@gmail.com
Сведения об авторе Кочеткова Екатерина Сергеевна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. katerina.kochetkov@gmail.com
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa200-3-51
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 576585
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036+730 Индекс ББК 85.133(3)
Аннотация

В настоящей статье исследуются различные практики современного искусства, непосредственно работающие с ландшафтом. Уникальность подобных художественных форм состоит втом, что они не просто изображают или воспроизводят явления природы, но используют их напрямую, как неотъемлемые составляющие произведения. Таким образом, в этом тексте понятие горизонта рассматривается в очень конкретном и «осязаемом» ключе, но в то же время метафорически и поэтически. Предметом исследования являются физическое и символическое присутствие и интерпретация идеи горизонта в искусстве последних пяти десятилетий. Изучаемые здесь художественные стратегии включают искусственное создание или подчёркивание линии между небом и землёй, крупномасштабные вторжения в ландшафт, механизмы визуального восприятия и фокусировки внимания, пространственное и временнóе понимание горизонта, и многое другое. Над понятием горизонта размышляют такие художники, как Энтони Гормли, Майя Лин, Уолтер де Мария, Роберт Моррис,Чарльз Росс, Ричард Серра, Роберт Смитсон, Джеймс Таррелл, Ян Гамильтон Финлей, Майкл Хейзер, Нэнси Холт и другие. Обращаясь к этой теме, они разными средствами напоминают нам о том, что горизонт есть утопическое выражение вечного стремления к недостижимому.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кочеткова Е. С. Горизонт как символическая категория в современном сайт-специфическом искусстве // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 576–585. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-51
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Abrioux Y. Ian Hamilton Finlay: A Visual Primer. London, Reaktion Books Publ., 1992. 318 p.
  • 2. Arnason H. H.; Mansfield E. C. History of Modern Art: Painting, Sculpture, Architecture, Photography. New York, Pearson Publ., 2012. 832 p.
  • 3. Barlow N.; Knox T.; Holmes C. Follies of Europe: Architectural Extravaganzas. Woodbridge, Garden Art Press Publ., 2008. 256 p.
  • 4. Beardsley J. Probing the Earth: Contemporary Land Projects. Washington, Smithsonian Institution Press Publ., 1977. 112 p.
  • 5. Cezanne P. Letter to Emile Bernard, 15 April 1904. Letters of the Great Artists — from Blake to Pollock. London, Thames & Hudson Publ., 1963. 288 p.
  • 6. Davies P.; Knipe T. (eds.). A Sense of Place: Sculpture in Landscape. Sunderland, Sunderland Arts Centre and Coelfrith Gallery Publ, 1984. 176 p.
  • 7. De Maria W. On the Importance of Natural Disasters. An Anthology of Chance Operations. New York, La Monte Young & Jackson Mac Low Publ., 1963. 120 p.
  • 8. De Maria W. Oral History Interview. Smithsonian Archives of American Art, 1972, October 4. Available at: https://www.aaa.si.edu/collections/interviews/oral-history-interview-walter-de-maria-12362#transcript (accessed 14 January 2019).
  • 9. Dempsey A. Destination Art: Land Art, Site-Specific Art, Sculpture Parks. London, Thames & Hudson Publ., 2011. 288 p.
  • 10. Dixon Hunt J. Nature Over Again: The Garden Art of Ian Hamilton Finlay. London, Reaktion Books Publ., 2008. 198 p.
  • 11. Dixon Hunt J. The Making of Place: Modern and Contemporary Gardens. London, Reaktion Books Publ., 2015. 302 p.
  • 12. Eyres P.; Russell F. (eds.). Sculpture and the Garden. Burlington, Ashgate Publ., 2006. 196 p.
  • 13. Flam J. D. (ed.). Robert Smithson: The Collected Writings. Berkeley; Los Angeles; London, University of California Press Publ., 1996. 390 p.
  • 14. Glancey J. Totally Cosmic: The Life Mounds of Charles Jencks. The Guardian, 2011, June 22. Available at: https://www.theguardian.com/artanddesign/2011/jun/22/charles-jencks-life-mounds-architecture (accessed 14 January 2019).
  • 15. Gormley A. Antony Gormley on Sculpture. London, Thames & Hudson Publ., 2015. 240 p.
  • 16. Heizer M. Interview with Julia Brown. Michael Heizer: Sculpture in Reverse. Los Angeles, Museum of Contemporary Art Publ., 1984. 112 p.
  • 17. Holt N. Sun Tunnels. Artforum, 1977, vol. 15, no. 8, pp. 32–37. Available at: https://www.artforum.com/print/197704/sun-tunnels-35992 (accessed 14 January 2019).
  • 18. Judd D. Specific Objects. Arts Yearbook, 1965, vol. 8, pp. 180–190.
  • 19. Karlin S. A Sculptor Works Up an Expose of the Stars’ Secrets. The New York Times, 2002, November 3. Available at: https://www.nytimes.com/2002/11/03/arts/art-architecture-a-sculptor-works-up-an-expose-ofthe-stars-secrets.html (accessed 14 January 2019).
  • 20. Kaye N. Site-Specific Art: Performance, Place and Documentation. New York, Routledge Publ., 2008. 238 p.
  • 21. Kimmelman M. Michael Heizer: A Sculptor’s Colossus of the Desert. The New York Times, 1999, December 12. Available at: https://archive.nytimes.com/www.nytimes.com/library/arts/121299heizer-art.html (accessed 30 January 2019).
  • 22. Krauss R. Passages in Modern Sculpture. New York, Viking Press Publ., 1977. 320 p.
  • 23. Krauss R. Sculpture in the Expanded Field. October, 1979, vol. 8, pp. 30–44.
  • 24. Lippard L. Overlay: Contemporary Art and the Art of Prehistory. New York, Pantheon Books Publ., 1983. 272 p.
  • 25. Long R. Richard Long: Walking in Circles. London, Southbank Centre Publ., 1991. 264 p.
  • 26. O’Doherty B. Inside the White Cube: The Ideology of the Gallery Space. Berkeley, Los Angeles, University of California Press Publ., 1999. 116 p.
  • 27. Oakes B. (ed.). Sculpting with the Environment: A Natural Dialogue. London, International Thomson Publ., 1995. 252 p.
  • 28. Potteiger M.; Purinton J. Landscape Narratives: Design Practices for Telling Stories. New York, Wiley Publ., 1998. 342 p.
  • 29. Rigaud A. Disorienting Geographies: Land Art and the American Myth of Discovery. Miranda, 2012, no. 6. Available at: https://journals.openedition.org/miranda/2955 (accessed 14 January 2019).
  • 30. Saad-Cook J.; Ross Ch.; Holt N.; Turrell J. Touching the Sky: Artworks Using Natural Phenomena, Earth, Sky and Connections to Astronomy. Leonardo, 1988, vol. 21, no. 2, pp. 123–134. Available at: https://www.jstor.org/stable/1578546 (accessed 14 January 2019).
  • 31. Sanford M. The Salt of the Earth Sculpture: Debating Intervention As Nature Does Its Work. The New York Times, 2004, January 13. Available at: https://www.nytimes.com/2004/01/13/arts/the-salt-of-the-earthsculpture-debating-intervention-as-nature-does-its-work.html (accessed 14 January 2019).
  • 32. Sheeler J. Little Sparta: A Guide to the Garden of Ian Hamilton Finlay. Edinburgh, Birlinn Publ., 2015. 196 p.
  • 33. Sleeman J. 1977. A Walk Across the Park, Into the Forest, and Back to the Garden: The Sculpture Park in Britain. Sculpture and the Garden. Burlington, Ashgate Publ., 2006, pp. 157–169.
  • 34. Smithson R. A Sedimentation of the Mind: Earth Projects. Artforum, 1968, vol. 7, no. 1, pp. 44–50.
  • 35. Thiberghien G. Land Art. Paris, Carre Publ., 1993. 312 p.
  • 36. Tillim S. Earthworks and the New Picturesque. Artforum, 1968, vol. 7, no. 4, pp. 42–45.
  • 37. Turrell J. Mapping Spaces: A Topological Survey of the Work. New York, Peter Blum Publ., 1987. 94 p.
  • 38. Waterman T. The Fundamentals of Landscape Architecture. Lausanne, AVA Publ., 2009. 200 p.
  • 39. Weilacher U. Between Landscape Architecture and Land Art. Basel; Berlin; Boston, Birkhauser Publ., 1999. 240 p.
  • 40. Weilacher U. In Gardens: Profiles of Contemporary European Landscape Architecture. Basel; Berlin; Boston, Birkhauser Publ., 2005. 184 p.
  • 41. Williams A. J. (ed.). Nancy Holt: Sightlines. Berkeley; Los Angeles; London, University of California Press Publ., 2011. 296 p.
  • 42. Wroe N. Leader of the Pack. The Guardian, 2005, June 25. Available at: http://www.theguardian.com/artanddesign/2005/jun/25/art (accessed 14 January 2019).