Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-38
Заголовок Выставки первой трети ХХ века в Императорской Академии художеств — Ленинградском ВХУТЕИНе
Автор email e.glinternik@spbu.ru
Сведения об авторе Глинтерник Элеонора Михайловна — доктор искусствоведения, профессор. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. e.glinternik@spbu.ru
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa200-3-38
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 436447
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.06 Индекс ББК 79.17; 85.103 (2)6. 85.127
Аннотация

В статье рассматривается выставочная деятельность в залах Императорской Академии художеств на протяжении первой трети ХХ в. После событий 1917 г. Академия была несколько разпреобразована, от Петроградских Государственных свободных художественно-учебных мастерскихк Петроградским Высшим государственным художественно-техническим мастерским, а затем в Петроградский-Ленинградский Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН, 1921–1930).

В начале ХХ в. Императорская Академия художеств (ИАХ) была одним из ведущих центров российской художественной жизни. В её залах регулярно проводились выставки, как правило, вызывавшие широкий общественный резонанс. Уникальное тридцатилетие, пришедшееся на перекрёсток социально-политических и художественных эпох, имело внутренние связующие нити также и в сфере выставочной и образовательной деятельности. В 1922 г. ректор ВХУТЕИНа В. Л. Симонов обращался в вышестоящие органы с просьбой о сохранении за школой названия «Академия художеств». Просьба не была удовлетворена, тем не менее на всём протяжении существования ВХУТЕИНа в документах внешнего и внутреннего обращения употреблялось прежнее название. И этот факт также подтверждает духовную преемственность многих явлений художественной жизни Академии первой трети ХХ столетия, несмотря на судьбоносный, а порой и трагический характер событий эпохи.

В статье рассматривается «времён связующая нить» выставок этого периода, которые объединяет прежде всего место проведения, «гений места» — величественные залы Академии художеств и художники, критики, преподаватели, деятельность которых оказалась связанной с Академией этих лет.

Каталоги, фотографии, отзывы, рецензии позволяют дополнить общую картину взаимодействия поколений, преемственности традиций и развития отечественного искусства на протяжении рассматриваемого периода. Определённую целостность этому времени придают и непосредственные участники событий, бывшие сначала учениками, а затем профессорами Академии и видными представителями российской художественной жизни первой трети ХХ в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Глинтерник Э. М. Выставки первой трети ХХ века в Императорской Академии художеств — Ленинградском ВХУТЕИНе // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 436–447. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-38
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. В…ский. Четырехдневная выставка произведений художественной фотографии в залах Императорской Академии Художеств // Фотограф-любитель.— 1908.— 7. — С. 205–208.
  • 2. Восьмая выставка картин и скульптуры АХРР. «Жизнь и быт народов СССР». Справочник-каталог с иллюстрациями. — Л.: Изд-во Ассоциации художников революционной России (А.Х.Р.Р.), 1926.— 121 с.
  • 3. Врангель Н. Н. Императрица Елисавета и искусство ея времени // Аполлон.— 1912.— 7. — С. 5–22.
  • 4. Выставки и художественные дела // Аполлон.— 1917. — Вып. 7. — C. 87–93.
  • 5. Глинтерник Э. М. Петроградские высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) — Петроградский высший государственный художественно-технический институт — Ленинградский (1921–1930) // Энциклопедия русского авангарда. — Т. III. Н–Я. Кн. 2. — М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2014. — С. 119–123.
  • 6. Глинтерник Э. М. Рекламная дизайн-графика как социокультурный феномен в России 1880–1910-х годов // Международный журнал исследований культуры.— 2016. — Вып. 4 (25). — С. 89–111.
  • 7. Графическое искусство в СССР. 1917–Х‑1927: сборник статей В. В. Воинова, И. Д. Галактионова, Э. Ф. Голлербаха, В. К. Охочинского, М. И. Рославлева, В. Г. Самойлова: выставка в залах Академии художеств: каталог. — Л.: Печатный двор, 1927.— 300 с.
  • 8. Изобретения и технические успехи в области графических искусств / Сост. Г. Н. Скамони. Пер. с нем. П. М. Ольхина. — СПб.: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1906.— 60 с.
  • 9. Историческая выставка архитектуры в Санкт-Петербурге. — СПб.: тип. т-ва А. Ф. Маркс, 1911.— 336 с., илл.
  • 10. Каталог выставки картин художников Петрограда всех направлений за 5-летний период деятельности. 1918–1923 гг. — Пг.: Академия художеств, 1924.— 42 с.
  • 11. Каталог посмертной выставки академика И. И. Левитана. — СПб.: 1901.— 10 с.
  • 12. Каталог посмертной выставки произведений В. А. Серова. — СПб., 1914.— 32 с.
  • 13. Каталог посмертной выставки произведений Я. Ф. Ционглинского. — СПб., 1914.— 62 с.
  • 14. Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. — М.: Советский художник, 1983.— 496 с.
  • 15. Логутова Е. В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX — начала XX века // Труды Исторического факультета. — СПб, 2010. — Вып. 2. — С. 284 292.
  • 16. Мир искусства // Аполлон.— 1917.— 8–10. — С. 93–94.
  • 17. Н. В. Художественная жизнь Петербурга // Аполлон.— 1909. — Вып. 2. — С. 14–16.
  • 18. НИМ РАХ. «Дабы подвиги этих героев не исчезли безвозвратно для потомства». Материалы Трофейной комиссии в собрании научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Выставка из фондов. — СПб.: 2014.— 40 с. URL: http://artsacademymuseum.org/wp-content/uploads/2018/11/Daby-podvigi-etih-geroev-ne-ischezli-bezvozvratno-dlya-potomstva.pdf (дата обращения 18.10.2019)
  • 19. Охочинский В. К. Плакат. Развитие и применение. — Л., 1926.— 92 c.
  • 20. Правила Весенних выставок в залах Академии художеств, утверждённых собранием Академии художеств 24 сентября 1912 г. — СПб., 1912. — 19 c.
  • 21. Путеводитель по выставке «Ломоносов и Елизаветинское время». — СПб., 1912.— 32 с.
  • 22. Радлов Н. Графическое искусство СССР // Красная газета.— № 72.— 18.03.1927.
  • 23. Сомов К. А. Письма. Дневники. Суждения современников. — М.: Искусство, 1979.— 624 с.
  • 24. Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917–Х‑1927. Каталог. Издание Комитета выставки. — Л., 1927.— 400 с.
  • 25. Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912. Тт. I. – III. — Пг.: 1914. — Т. I. 410 c.; т. II. 408 с.; т. III. 322 c.
  • 26. Фомин И. Историческая выставка архитектуры в С.‑ Петербурге // Старые годы.— 1908, июль — сентябрь. — С. 577–579.
  • 27. Юбилейная выставка изобразительных искусств. 1917–Х‑1927. Каталог. — Л., 1927.— 46 с.