Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-42
Заголовок |
Проблема авторского обрамления в искусстве авангарда и супрематические рамы Н. Суетина |
Автор |
Лысенко О. А. |
email |
lysenko-oks@mail.ru |
Сведения об авторе |
Лысенко Оксана Александровна — старший научный сотрудник. Государственный Русский музей. Инженерная ул., д. 4, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
lysenko-oks@mail.ru |
В рубрике |
Мировое искусство XX–XXI веков |
DOI | 10.18688/aa200-3-42 |
Год |
2020 |
Номер сборника |
10 |
Страницы |
484–496 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.024.5:7.017.9 |
Индекс ББК |
85.12 |
Аннотация |
Проблема авторской рамы в искусстве авангарда исключительно редко становится предметом научного исследования. Главным образом это обусловлено особенностью обрамлений XX столетия, не имеющих богатого орнаментального убранства. Лаконизм рам XX в. зачастую приводит специалистов к обманчивому представлению о том, что художники не интересовались вопросом обрамления своих произведений. Между тем представители искусства авангарда с большим вниманием относились к выбору рам для своих работ. Насколько разнообразными были их авторские решения, показывают фотографии мастерских и прижизненных выставок, а также сохранившиеся подлинные рамы. Ценнейшим свидетельством вариативности в выборе или создании художниками рам являются фотографии выставки «Дегенеративное искусство» (1937, Мюнхен), где экспонировались произведения В. Кандинского, П. Клее и О. Шлеммера, созданные в период их преподавания в Баухаусе.
Зная, какие рамы выбирали художники, мы, к сожалению, часто не имеем представления о том, кто разрабатывал их дизайн. Этот вопрос требует изучения. Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что новое слово в дизайне рамы в XX в. сказали П. Мондриан и Н. Суетин. В то время как Мондриан решал локальную задачу экспонирования собственных работ, для Суетина проблема нового дизайна рам была непосредственно связана с работой над «полным ансамблемсовременного стиля», начатой в ГИНХУКе под руководством Малевича. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Лысенко О. А. Проблема авторского обрамления в искусстве авангарда и супрематические рамы Н. Суетина // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 484–496. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-42
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Ван Гог В. Письма к брату Тео. / [Отв. ред. Г. Соловьева]. — СПб.: Азбука, 2016.— 488 с.
- 2. В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920–1950-х / Сост. И. Карасик. — СПб.: Palace Editions, 2000.— 360 с.
- 3. Герштейн Э. Лишняя любовь. URL: https://www.litmir.me/br/?b=103298&p=36 (дата обращения: 14.12.2018).
- 4. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.— 320 с.
- 5. Горячева Т. В. Николай Суетин. — М.: Изд. С. Э. Гордеев, 2010.— 192 с.
- 6. Дейхер С. Пит Мондриан. 1872–1944. Конструкции в пространстве. — М.: Taschen/Арт-Родник, 2007.— 96 с.
- 7. Жадова Л. Белый фарфор Анны Лепорской // Декоративное искусство.— 1979.— № 6. — С. 40–43.
- 8. Иттен И. Искусство цвета / Пер. Л. Монаховой. — М.: Д. Аронов, 2011.— 96 с.
- 9. Кандинская Н. Кандинский и я. — М.: Искусство–XXI век, 2017.— 312 с.
- 10. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства / Ред. Н. Б. Автономовой, Д. В. Сарабьянова, В. С. Турчина. Т. 1: 1901–1914. — М.: Гилея, 2001.— 392 с.
- 11. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства / Ред. Н. Б. Автономовой, Д. В. Сарабьянова, В. С. Турчина. Т. 2: 1918–1938. — М.: Гилея, 2001.— 344 с.
- 12. Лысенко О. А. «Живопись… должна прийти к раме». К проблеме сохранения авторского замысла К. С. Малевича // Рама как объект искусства. Материалы научной конференции / Под ред. Т. Л. Карповой. — М.: Изд. ГТГ, 2015. — С. 199–216.
- 13. Малевич К. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. URL: http://www.kmalevich.ru/works/tom3/index3.html (дата обращения: 10.09.2018).
- 14. Малевич К. Черный квадрат / [Отв. ред. Г. Соловьева]. — СПб.: Азбука, 2012.— 288 с.
- 15. Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2-х т. Т. I. / Авт.-сост. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. — М.: RA, 2004.— 582 с.
- 16. Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2-х т. Т. II. / Авт.-сост. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. — М.: RA, 2004.— 680 с.
- 17. Монахова Л. Пауль Клее в Баухаузе. Новая селекция визуального мышления: от геометрии Евклида — к физике и природной механике // Искусствознание.— 2007.— № 3–4. — С. 326–342.
- 18. Овсянникова Е. Суперархитектура или суперграфика? // Русский авангард: проблемы репрезентации и интерпретации: сб. статей. — СПб.: Гос. Русский музей, 2001. — С. 187–192.
- 19. Парч С. Пауль Клее. 1879–1940. — М.: Taschen/Арт-Родник, 2007.— 96 с.
- 20. Ракитин В. Николай Михайлович Суетин. — М.: RA, 1998.— 228 с.
- 21. Юдин Л. «Сказать — свое…» Дневники. Документы. Письма. Свидетельства современников / Сост., вступ. ст., коммент. И. Н. Карасик. — М.: RA, 2017.— 904 с.
- 22. Bauhaus magazine.— 2014.— № 6. Schlemmer! / Ed. P. Oswalt.— 152 p.
- 23. Becks-Malorny U. Wassily Kandinsky. 1866–1944. The Journey to Abstraction. — Köln: Taschen, 2007.— 200 p.
- 24. Carl K. H. Paul Klee. — New York: Parkstone Press International, 2013.— 256 p.
- 25. Dammert U. Hinterglasmalerei. Europa, China, Indien. Die Sammlung Udo Dammert. — München: Prestel, 1993.— 132 S.
- 26. Gockerell N., Uhrig S., Werner C. Gabriele Münter und die Volkskunst.: “Aber Glasbilder scheint mir, lernten wir erst hier kennen”: Ausstellungskatalog / Schloßmuseum Murnau. — Murnau: Schloßmuseum, 2017.— 136 S.
- 27. A Legacy Regained: Nikolai Khardzhiev and the Russian Avant-Garde / Ed. E. Petrova. — St. Petersburg: Palace Editions, 2002.— 400 p.
- 28. Schuster P.-K., Arndt K. Nationalsozialismus und “Entartete Kunst”: die “Kunststadt” München 1937. — München: Prestel, 1987.— 324 S.
- 29. Thöner W. The Bauhaus Life: Life and Work in the Masters’ Houses Estate in Dessau. — Leipzig: Seemann Henschel, 2006.— 88 p.
- 30. Traber C. In Perfect Harmony? Escaping the Frame in the Early 20th Century // In Perfect Harmony. Picture + Frame. 1850–1920 / Ed. E. Mendgen. Van Gogh Museum; Kunstforum Wien. — Zwolle: Waanders Uitgevers, 1995. — P. 221–247.
|