Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-41
Заголовок «Пространство, масса, поверхность в архитектуре»: концептуализация пространственных категорий и здание как граница в архитектурной мысли и практике советского конструктивизма
Автор email bass@eu.spb.ru
Сведения об авторе Басс Вадим Григорьевич — кандидат искусствоведения, доцент. Европейский университет в Санкт-Петербурге, Гагаринская ул., д. 6/1А, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187. bass@eu.spb.ru
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa200-3-41
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 472483
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.036 Индекс ББК 85.113(2)6
Аннотация

В послереволюционные годы советские архитекторы разработали новую системупрофессионального мышления, основанную на концептуализации пространства (а также на модена психологию). Этот «пространственный поворот» был общим местом на раннем этапе истории Современного движения. Изменяется сама модель деятельности архитекторов и их профессиональное самосознание: вместо композиции объёмов они начинают «устанавливать границы» и «организовывать пространство» поверхностями. Новые акценты в архитектуре были подкреплены идеями покорения пространства и освоения космоса, популярными с конца XIX столетия, а также «космическим» видением русского авангарда. Интерес профессионального сообщества к социальной проблематике способствовал этой трансформации и нашёл отражение в новом планировочном и функциональном устройстве зданий (см.,напр., дома-коммуны), в новых градостроительных концепциях (линейный город, город-парабола и пр.). Новый уровень свободы, достигнутый благодаря использованию бетонного каркаса и навесных стен, имел следствием изменившееся отношение архитекторов и к внутренней структуре здания, и к его внешнему облику. Советским архитекторам 1920-х гг. удалось утвердить новую пространственную концепцию в качестве педагогической базы архитектурной школы, начиная с пропедевтического курса Н. А. Ладовского «Пространство» во ВХУТЕМАСе. Эта система, воплотившаяся впоследствии в учебники «Объёмно-пространственной композиции», сохранила легитимность даже в период сталинской антимодернистской реакции. Статья включает обсуждение концепции, её источников, процесса её утверждения и причин её устойчивости.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Басс В. Г. «Пространство, масса, поверхность в архитектуре»: концептуализация пространственных категорий и здание как граница в архитектурной мысли и практике советского конструктивизма // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 472–483. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-41
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Bass V. The Discourse of Form as the Last Refuge of the Soviet Architect. Novoe literaturnoe obozrenie (New Literary Observer), 2016, no. 1 (137), pp. 16–38 (in Russian).
  • 2. Beker R. R. Architecture and Society. Trudy IV s”ezda russkikh zodchikh (Proceedings of the 4th Congress of Russian Architects). St. Petersburg, Gosudarstvennaia tipografiia Publ. 1911, pp. 584–590 (in Russian).
  • 3. Cooke C. ‘Form is a Function X’: The Development of the Constructivist Architect’s Design Method. Russian Avant-garde. Art and Architecture. Architectural Design Profile 47, 1983, pp. 34–49.
  • 4. Cooke C. Russian Avant-garde Theories of Art, Architecture and the City. London, Academy Editions Publ., 1995. 208 p.
  • 5. Frankl P. Principles of Architectural History: The Four Phases of Architectural History, 1420–1900. Transl. by J. F. O’Gorman. Boston, Mass., MIT Press Publ., 1982. 239 p.
  • 6. Gabrichevskii A. G. Space and Mass in Architecture (1923). Morfologiia iskusstva (The Morphology of Art). Moscow, Agraf Publ., 2002, pp. 430–447 (in Russian).
  • 7. Ginzburg M. Ia. Ritm v arkhitekture (Rhythm in Architecture). Moscow, Sredi kollektsionerov Publ., 1923. 116 p. (in Russian).
  • 8. Ginzburg M. Ia. Stil’ i ėpokha (The Style and the Epoch). Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo Publ., 1924. 238 p. (in Russian).
  • 9. Ginzburg M. Ia. The Functional Method and Form. Sovremennaia arkhitektura (Contemporary Architecture), 1926, no. 4, pp. 89–92 (in Russian).
  • 10. Ginzburg M. Ia. Results and Prospects. Sovremennaia arkhitektura (Contemporary Architecture), 1927, no. 4–5, pp. 112–118 (in Russian).
  • 11. Ginzburg M. Ia. Constructivism as a Method of Laboratory and Pedagogical Work. Sovremennaia arkhitektura (Contemporary Architecture), 1927, no. 6, pp. 160–166 (in Russian).
  • 12. Ginzburg M. Ia. Zhilishche (Dwelling). Moscow, Gosstroiizdat Publ., 1934. 190 p.
  • 13. Grois B. Stil’ Stalin. Utopiia i obmen (Stalin Style. Utopia and Exchange). Moscow, Znak Publ., 1993. 373 p. (in Russian).
  • 14. Krinsky V. F.; Lamtsov I. V.; Turkus M. A. Elementy arkhitekturno-prostranstvennoi kompozitsii (Elements of Architectural and Spatial Composition). Moscow; Leningrad, Gosstroiizdat Publ. 1934. 172 p. (in Russian).
  • 15. Ladovskii N. A. On the Role of Space in Architecture and on the Nature of the Synthesis of Architecture, Sculpture, and Painting. 1920. Mastera sovetskoi arkhitektury ob arkhitekture (The Masters of Soviet Architecture on Architecture), vol. 1. Moscow, Iskusstvo Publ., 1975, p. 344 (in Russian).
  • 16. Lamtsov I. V.; Turkus M. A. Ėlementy arkhitekturnoi kompozitsii (Elements of Architectural Composition). Moscow, Leningrad, GONTI Publ., 1938. 168 p. (in Russian).
  • 17. Ledoux C.-N. L’Architecture consideree sous le rapport de l’art, des moeurs et de la legislation: tome premier. Paris, De l’imprimerie de H. L. Perronneau, 1804. 240 p. (in French).
  • 18. Lukomskii G. K. Sovremennyi Peterburg. Petrograd, Svobodnoe Iskusstvo Publ., 1917. 94 p. (in Russian).
  • 19. Nekrasov A. I. The Given and the Conceived in the Spatial Arts in Terms of Perception of Space. Trudy Sektsii iskusstvoznaniia Instituta arkheologii i iskusstvoznaniia RANION (Proceedings of the Section of Art Studies of the Institute of Archeology and Art Studies RANION), 1928, no. 3, pp. 3–17 (in Russian).
  • 20. Orel E. Otrazhenie psihologicheskoi nauki v traditsii prepodavaniia arkhitektury v SSSR1920-kh godov (Reflection of the Psychological Science in Architectural Education in the USSR in the 1920s), MA Thesis. St. Petersburg, European University at St. Petersburg, Department of Art History Publ., 2017. 81 p. (in Russian).
  • 21. Papernyi V. Kul’tura Dva (Culture Two). Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 1996. 383 p. (in Russian).
  • 22. Payne A. From Ornament to Object: Genealogies of Architectural Modernism. New Haven, Yale University Press Publ., 2012. 360 p.
  • 23. Schwarzer M. W. The Emergence of Architectural Space: August Schmarsow’s Theory of “Raumgestaltung”. Assemblage, 1991, no. 15, pp. 48–61.
  • 24. Tsapenko M. P. O realisticheskikh osnovakh sovetskoi arkhitektury (On the Realist Grounds of the Soviet Architecture). Moscow, Gosstroiizdat Publ., 1952. 395 p. (in Russian).
  • 25. Viollet-le-Duc E. E. Discourses on Architecture. Boston, J. R. Osgood and Co Publ., 1875. 517 p.
  • 26. Vlasov A. Creative Work Report. Arkhitektura SSSR (Architecture of the USSR), 1935, no. 4, pp. 55–58 (in Russian).
  • 27. Vronskaya A. The Productive Unconscious: Architecture, Experimental Psychology and the Techniques of Subjectivity in Soviet Russia, 1919–1935, Ph. D. Thesis. Cambridge MA, Massachusetts Institute of Technology, 2014. 405 p.
  • 28. Vsesoiuznoe soveshchanie po stroitel’stvu. Sokrashchennyi steno-graficheskii otchet (Abridged Transcript of the All-Union Building Congress). Moscow, Gosstroiizdat Publ., 1955. 432 p. (in Russian).
  • 29. Zucker P. The Paradox of Architectural Theories at the Beginning of the “Modern Movement”. Journal of the Society of Architectural Historians, 1951, vol. 10, no. 3, pp. 8–14.