Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-39
Заголовок |
Первые выставки грузинских художников-модернистов |
Автор |
Каменская Е. Н. |
email |
helena_kamensky@yahoo.com |
Сведения об авторе |
Каменская Елена Николаевна — независимый исследователь, член Московского Союза художников, Старосадский пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 101000.
helena_kamensky@yahoo.com |
В рубрике |
Мировое искусство XX–XXI веков |
DOI | 10.18688/aa200-3-39 |
Год |
2020 |
Номер сборника |
10 |
Страницы |
448–459 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.03; 7.07; 7.037.3; 7.091.8; 7.071.1; 7.072.3 |
Индекс ББК |
85.1; 85.103(2)6 |
Аннотация |
Статья, основанная на обширном литературно-художественном материале, посвящена исследованию персональных и групповых выставок первых грузинских модернистов. В 1910-е гг.в Грузии начал складываться новый облик современной визуальной культуры. Этому активно способствовали русские и тифлисские футуристы, «открывшие» в 1912 г. творчество художника-самоучки Нико Пиросмани и организовавшие его первые выставки. Тогда же лидерами левого искусства в Грузии стали братья Илья и Кирилл Зданевичи. Искусство Пиросмани оказало большое влияние на художников 1910-х гг. Выставочная деятельность «грузинских модернистов» началась незадолго до Первой мировой войны и особенно активизировалась в короткий период независимости (1918–1921). Центром её стал мультикультурный Тифлис, на короткое время превратившийся в поле твор-ческого эксперимента, где рождались и находили воплощение новые эстетические учения. Первые публичные выставки «левых» грузинских художников Кирилла Зданевича, Ладо Гудиашвили, Зиги Валишевского, Шалвы Кикодзе и других представляли собой «квартирники» или стихийно собранные экспозиции в артистических кафе. Выставки, как особая форма самопрезентации, для молодых художников имели большое значение. Эта тема никогда ранее не привлекала внимания искусствоведов — между тем её исследование позволит предметно рассмотреть зарождение и развитие искусства модернизма в истории художественной культуры Грузии в начале 1910-х — 1920-е гг., когда художники решали два сущностных вопроса — как стать частью европейской культуры и как сохранитьнациональную идентичность. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Каменская Е. Н. Первые выставки грузинских художников-модернистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 448–459. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-39
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Боулт Д. От «41º» до «H2SO4»: авангард в Тифлисе // Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний / Предисл. И. Манашерова, Е. Каменская; сост. каталога И. Манашерова, Е. Каменская. — М.: Фонд U-ART: Ты и искусство, 2016. — С. 89–104.
- 2. Вечорка Т. В. Выставка картин В. Гудиева и А. Бажбеук-Меликова // Феникс.— 1918.— № 1. — C. 17.
- 3. Вечорка Т. Выставка К. Зданевича // Тифлисский листок. –1917.— № 264.— 25 ноября — С. 41.
- 4. Выставка картин Кирилла Зданевича: [Каталог] / Тифлис. об-во изящ. искусств. — Тифлис, 1917.— 9 c.
- 5. Выставка картин и рисунков Московских футуристов: Каталог. Редакция журнала Ars, Артистериум. — Тифлис, 1918.— 1 л.
- 6. Выставки // Ars: Ежемесячник искусства и литературы. –1918.— № 1 (март). — С. 67.
- 7. Городецкий С. Малый круг: о вернисаже // Кавказское слово.— 1919.— 21 мая.— № 96. — C. 3–4.
- 8. Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний / Предисл. И. Манашерова, Е. Каменская; сост. каталога И. Манашерова, Е. Каменская. — М.: Фонд U-ART: Ты и искусство, 2016.— 376 с.
- 9. Егиков С. На выставке художников-грузин // Ладо Гудиашвили. Парижские годы. 1920–1925 / Государственный Русский музей (альманах). Вып. 257. Науч. ред. А. Парнис. — СПб.: Palace Editions, 2009. — С. 114–117.
- 10. Зауташвили И. Ладо Гудиашвили: традиция и синтез // Ладо Гудиашвили. Парижские годы. 1920–1925 / Государственный Русский музей (альманах). Вып. 257. — СПб.: Palace Editions, 2009. — С. 90–103.
- 11. Зданевич И. Футуризм и всёчество. 1912–1914: В 2-х тт. / Сост. и комм. Е. В. Баснер, А. В. Крусанов, Г. А. Марушина; общ. ред. А. В. Крусанов. — М.: Гилея, 2014. —324+360 с.
- 12. Зданевич К. М. Нико Пиросмани. — Тбилиси: Литература и искусство, 1963.— 138 с.
- 13. Каменский В., Кручёных А., Зданевич К. «1918» «Железобетонные поэмы». — Тифлис, 1917.— 13 л.
- 14. Каменский В. В. Танго с коровами. Степан Разин. Звучаль веснеянки. Путь энтузиаста / Сост., авт. послесл. М. Я. Поляков. — М.: Книга, 1990.— 590 с.
- 15. Каталог выставки картин грузин художников. — Тифлис, Грузинское художественное О-во. Тип. Грузинского Т-ва Печати, 1919.— 12 c.
- 16. Каталог выставки картин группы художников Мишень. — М.: Типо-лит. В. Рихтер, 1913. — 16 с.
- 17. Каталог 2‑й выставки «Малый Круг». — Тифлис, Грузинское художественное общество, 1919. — 14 c.
- 18. Клочковский Б. . История превращения Тифлиса в Париж // Искусство.— 1919.— № 2.— 27 октября.
- 19. Ладо Гудиашвили. Парижские годы. 1920–1925 / Государственный Русский музей (альманах). Вып. 257. Науч. ред. А. Парнис. — СПб.: Palace Editions, 2009. — 336 с.
- 20. Медзмариашвили М. Пути авангарда. Москва — Париж — Тифлис // Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний / Предисл. И. Манашерова, Е. Каменская; сост. каталога И. Манашерова, Е. Каменская. — М.: Фонд U-ART: Ты и искусство, 2016. — С. 57–88.
- 21. Никольская Т. Л. Рецепция футуризма в Грузии (Предварительные заметки) / Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Сост. М. Б. Мейлах, Д. В. Сарабьянов. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 512–517.
- 22. Никольская Т. «Фантастический город». Русская культурная жизнь в Тбилиси (1917–1921). — М.: Пятая страна, 2000.— 192 с.
- 23. Республика.— № 149. — 1918. — 14 января.
- 24. Робакидзе Г. Кожа змеи. Фалестра. — Тбилиси, 1988. — 388 c.
- 25. Стригалёв А. А. Как открывали живопись Пиросмани // Нико Пиросмани. Семейный кутёж: Каталог выставки. — М.: Галерея Проун, 2008. — C. 17–41.
- 26. Судейкин С. Грузинская выставка // Сакартвело. Тифлис.— 1919.— № 115.— 6 июля. — С. 2–3 (на груз. яз.) Цит. по: Из статьи «Грузинская выставка» // Ладо Гудиашвили. Парижские годы. 1920–1925 / Государственный Русский музей (альманах). Вып. 257. Науч. ред. А. Парнис. — СПб.: Palace Editions, 2009. — С. 112–113.
- 27. Табидзе Т. Кафе «Химерион» // Ладо Гудиашвили. Парижские годы. 1920–1925 / Государственный Русский музей (альманах). Вып. 257. — СПб.: Palace Editions, 2009. — С. 118–125.
- 28. Шервашидзе Н. Кирилл Зданевич — художник экспериментатор // Грузинский авангард: 1900-1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний / Предисл. И. Манашерова, Е. Каменская; сост. каталога И. Манашерова, Е. Каменская. — М.: Фонд U-ART: Ты и искусство, 2016. — С. 177–186.
- 29. Элизбарашвили Н. А. С. М. Городецкий — художественный критик // Литературная Грузия.— 1978. —№ 9. — C. 125–133.
|