Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-47
Заголовок Границы и горизонты реализма в современной петербургской живописи
Автор email grachewasvetlana@yandex.ru
Сведения об авторе Грачёва Светлана Михайловна — доктор искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств, профессор, член Союза художников России. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств. Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. grachewasvetlana@yandex.ru
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa200-3-47
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 535545
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.03+7.036.1 Индекс ББК 85.143(2)6
Аннотация

В художественных кругах Санкт-Петербурга вновь приобрела особую актуальность дискуссия о проблемах реалистического искусства. Острее обозначилось противостояние разных направлений изобразительного искусства, претендующих на то, чтобы называться «современными». Проблема современного реализма действительно существует. Под этим широким понятием подразумеваются десятки направлений и методов в искусстве, многообразие его интерпретаций. Важно подчеркнуть, что в современном реализме наряду с традициями присутствует и то новое,что связано с изменениями в искусстве, осмыслением широкого круга достижений отечественной и мировой культуры, включая опыт художественного авангарда, модернизма и постмодернизма ХХ в., влияние тенденций актуального искусства и даже участие художников-академистов в современных художественных акциях.

В современном петербургском искусстве сформировалось поколение художников, которыене стремятся порвать с академической школой, но при этом остро понимают необходимость обнов-Мировое искусство XX–XXI веков 543ления художественного языка. Они не настроены радикально и не отрицают изобразительность кактаковую; кроме того, они достигли высокого уровня ремесла; но они испытывают неудовлетворён-ность только лишь от формальных экспериментов, далёких от реальности. Объединяет этих авторовособое отношение к реализму и к академической традиции.

Нужно сказать, что художники многое почерпнули в академической школе, усвоив уроки своих наставников — мастеров петербургской живописи. Но это уже совершенно особый взгляд на мири искусство, трансформирующий реальность. Наш современный постиндустриальный, постинформационный, пост-постмодернистский мир сформировал и новое видение реальности, которое демонстрируют художники поколения 2010-х гг.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Грачёва С. М. Границы и горизонты реализма в современной петербургской живописи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 535–545. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-47
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Борев Ю. Б. Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд. — М.: АСТ: Олимп, 2008.— 478 с.
  • 2. Быстров А. К. Альбом / Авт. вст. ст. Н. С. Кутейникова. — Ляонин, 2001.— 119 с.
  • 3. Гароди Р. О реализме без берегов. Пикассо. Сен-Джон Перс. Кафка / Перев. с фр. — М.: Прогресс, 1966.— 203 с.
  • 4. Грачёва С. М. Искусство и война. Современное академическое изобразительное искусство Санкт-Петербурга. По материалам выставок 2015 года // Научные труды Института им. И. Е. Репина.— 2016. — Вып. 36. — С. 186–203.
  • 5. Грачёва С. М. Грани современного академического реализма // Научные труды Института им. И. Е. Репина (Вопросы художественного образования).— 2016. — Вып. 38. — С. 108–127.
  • 6. Грачёва С. М. Современно ли современное академическое искусство? // Доклады международной научной конференции в КАзНАИ им. Жургенова (г. Алматы) «Вопросы искусствоведения ХХ — начала ХХI в.», приуроченной к 20-летию со дня основания кафедры «История и теория изобразительного искусства». — Алматы: КазНАИ им. Жургенова, 2016. — С. 241–248.
  • 7. Грачёва С. М. Академическое изобразительное искусство в современных условиях // Современное искусство в контексте глобализации. Наука, образование, художественный рынок. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. — СПб.: СПбГУП, 2016. — С. 15–16.
  • 8. Грачёва С. М. Натюрморт в творчестве современных петербургских художников-академистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. — Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — С. 456–466. URL: http://dx.doi.org/10.18688/аа188–4–44 (дата обращения: 25.01.2019).
  • 9. Дмитренко А. Ф., Бахтияров Р. А. Петербургская (ленинградская) художественная школа и современное искусство // Петербургский художник.— 2017.— № 1. — С. 74–90.
  • 10. Интервью с А. Николаевой-Берг / Панкратова И. // Общественный контроль. URL: https://okinform.ru/obshchestvo/642-novoe-pokolenie-poteryalo-istoricheskuyu-pamyat.html (дата обращения: 12.12.2018)
  • 11. Кутейникова Н. С., Сазонова К. К. Ленинградская живописная школа // Ленинградская живописная школа. Соцреализм. — СПб.: Коломенская верста, 2008. — С. 3–5.
  • 12. Кутейникова Н. С. Хамид Савкуев. Уроки жизни и композиции // Хамид Савкуев. Альбом. — СПб.: Artindex, 2009. — С. 5–15.
  • 13. Леняшин В. А. Единица хранения. Русская живопись — опыт музейного истолкования. — СПб.: Золотой век, 2014.— 439 с.
  • 14. Леняшин В. А. Я всегда за художников. Интервью // Петербургский художник.— 2017.— № 1. — С. 147–153.
  • 15. Манин В. С. Русская живопись ХХ века: [Альбом]: в 3 т. — СПб.: Аврора, 2007.— 415 с.; 455 с.; 551 с.
  • 16. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины: очерки о языке живописи. — М.: Советский художник, 1983.— 375 с.
  • 17. Сазонова К. К. Виктор Михайлович Орешников (Штрихи к творческой биографии) // Научные труды Института имени И. Е. Репина.— 2016. — Вып. 36. — С. 170–185.
  • 18. Тулузакова Г. Статья к новому каталогу Н. Блохина // Николай Блохин. URL: http://nikolayblokhin.com/publications/articles (дата обращения: 20.05.2018).
  • 19. Фомина М. С. Образы, облики и проблемы современного реализма — в контексте молодёжных выставок Союза художников Петербурга 2015–2017 годов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. — Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — С. 779–787. URL:10.18688/aa188–10–76 (дата обращения: 25.01.2019).
  • 20. Яковлева Н. А. Жанры русской живописи. Основы теории и методики системно-исторического анализа. Учебное пособие. — Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1986.— 83 с.
  • 21. Яковлева Н. А. Историческая картина в русской живописи. (Русская историческая живопись). — М.: Белый город, 2005.— 656 с.