Заголовок | Риторика границ видов искусства 1960-х годов и становление инсталляции как постмедиального вида искусства | ||||||||
Автор | Макеева С. О. | s.o.makeeva@yandex.ru | |||||||
Сведения об авторе | Макеева Светлана Олеговна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991 | ||||||||
В рубрике | Мировое искусство XX–XXI веков | DOI | 10.18688/aa200-3-49 | ||||||
Год | 2020 | Номер сборника | 10 | Страницы | 555–565 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.038.55, 7.038.531, 7.038.2, 7.038.42 | Индекс ББК | 85.14 | ||||
Аннотация |
1960-е годы ознаменованы одним из важнейших рубежей в истории и теории модернистского искусства: в это время с особой остротой разгорелась дискуссия о медиуме, или же о виде искусства. С одной стороны, такие влиятельные критики, как Клемент Гринберг и его последователь Майкл Фрид, настаивали на необходимости эстетической автономии и чётких границ между видами искусства. Залогом «чистоты» видов искусства объявлялось суживание их «сферы компетенции» и выявление сущности собственного медиума (иными словами, принцип медиум-специфичности). С другой стороны, ведущие представители минимализма (Дональд Джадд, Тони Смит),а также художники, работавшие с энвайронментами и хеппенингами (прежде всего Аллан Капроу), решительно атаковали не только границы между видами искусства но и границу между искусством и жизнью. Вышеописанный спор представляет отдельный интерес в контексте появления искусства инсталляции, которое происходило параллельно и заняло примерно десятилетие с 1965 по 1975 г. Инсталляция с 1990-х гг. является одной из центральных форм современного искусства, причём Розалинд Краусс характеризует искусство инсталляции как «мультимедиальное», «интермедиальное» или «постмедиальное». Интермедиальность, понимаемая как сочетание черт традиционных видовискусства, как пространственных, так и временны´х, безусловно, относится некоторыми исследователями инсталляции к важнейшим её приметам. Критика минимализма, «театральности» и смешения видов искусства, изложенная Майклом Фридом в статье «Искусство и объектность», обернулась одной из наиболее точных характеристик набиравшего силу инсталляционного мышления и ви´дения в искусстве: большинство художников, чьё творчество Фрид назвал «театральным», вписаны в историю инсталляции как её предтечи или первопроходцы. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Макеева С. О. Риторика границ видов искусства 1960-х годов и становление инсталляции как постмедиального вида искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 555–565. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-49 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|