Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-49
Заголовок Риторика границ видов искусства 1960-х годов и становление инсталляции как постмедиального вида искусства
Автор email s.o.makeeva@yandex.ru
Сведения об авторе Макеева Светлана Олеговна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa200-3-49
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 555565
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.038.55, 7.038.531, 7.038.2, 7.038.42 Индекс ББК 85.14
Аннотация

1960-е годы ознаменованы одним из важнейших рубежей в истории и теории модернистского искусства: в это время с особой остротой разгорелась дискуссия о медиуме, или же о виде искусства. С одной стороны, такие влиятельные критики, как Клемент Гринберг и его последователь Майкл Фрид, настаивали на необходимости эстетической автономии и чётких границ между видами искусства. Залогом «чистоты» видов искусства объявлялось суживание их «сферы компетенции» и выявление сущности собственного медиума (иными словами, принцип медиум-специфичности). С другой стороны, ведущие представители минимализма (Дональд Джадд, Тони Смит),а также художники, работавшие с энвайронментами и хеппенингами (прежде всего Аллан Капроу), решительно атаковали не только границы между видами искусства но и границу между искусством и жизнью. Вышеописанный спор представляет отдельный интерес в контексте появления искусства инсталляции, которое происходило параллельно и заняло примерно десятилетие с 1965 по 1975 г. Инсталляция с 1990-х гг. является одной из центральных форм современного искусства, причём Розалинд Краусс характеризует искусство инсталляции как «мультимедиальное», «интермедиальное» или «постмедиальное». Интермедиальность, понимаемая как сочетание черт традиционных видовискусства, как пространственных, так и временны´х, безусловно, относится некоторыми исследователями инсталляции к важнейшим её приметам. Критика минимализма, «театральности» и смешения видов искусства, изложенная Майклом Фридом в статье «Искусство и объектность», обернулась одной из наиболее точных характеристик набиравшего силу инсталляционного мышления и ви´дения в искусстве: большинство художников, чьё творчество Фрид назвал «театральным», вписаны в историю инсталляции как её предтечи или первопроходцы.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Макеева С. О. Риторика границ видов искусства 1960-х годов и становление инсталляции как постмедиального вида искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 555–565. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-49
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бобринская Е. А. Концептуализм. — М.: Галарт, 1994.— 216 с.
  • 2. Гринберг К. К новейшему Лаокоону // Логос.— 2015. — Т. 25, № 4. — С. 88.
  • 3. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. — СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2001.— 296 с.
  • 4. Инсталляция // Словарь терминов Российской академии художеств. — URL: https://www.rah.ru/science/glossary/? ID=20730&let=%D0%98 (дата обращения: 19.09.2018)
  • 5. Ирина Нахова. Комнаты / Ред.: С. Гусарова, Н. Березницкая. — М.: MMOMA, 2011.— 224 с.
  • 6. Кабаков И., Файнберг Дж. О «тотальной» инсталляции. — Лейпциг: Kerber Art, 2008.— 288 с.
  • 7. Кабаков И., Гройс Б. Диалоги. — Вологда: Библиотека московского концептуализма Германа Титова, 2010.— 346 с.
  • 8. Краусс Р. Решётки // Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Науч. ред. В. Мизиано. — М.: Художественный журнал, 2003. — С. 19‒32.
  • 9. Краусс Р. «Путешествие по Северному морю»: искусство в эпоху постмедиальности. — М.: Ad Marginem, 2015.— 104 с.
  • 10. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Избранные произведения / пер. Е. Н. Эдельсона, ред. Н. Н. Кузнецова. — М.: Худож. лит., 1953. — С. 385‒516.
  • 11. О’Догерти Б. Внутри белого куба. Идеология галерейного пространства. — М.: Ad Marginem, 2015.— 144 с.
  • 12. Bishop C. Installation Art: A Critical History. — London: Routledge, 2005.— 144 p.
  • 13. De Oliveira N., Oxley N., Petry M., Archer M. Installation Art. — London: Thames and Hudson Ltd, 1994.— 208 p.
  • 14. Ferriani B., Pugliese M. Ephemeral Monuments: History and Conservation of Installation Art. — Los Angeles: Getty Conservation Institute, 2013.— 280 p.
  • 15. Fried M. Art and Objecthood.— 1967. — URL: http://isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic641765.files/3%20-%20Fried%20—%20Art%20and%20Objecthood.pdf (дата обращения: 01.10.2018).
  • 16. Greenberg C. Avant-Garde and Kitsch // Art in Theory 1900‒2000: An Anthology of Changing Ideas / Eds.: C. Harrison, P. Wood. — Oxford: Blackwell, 1999. — P. 529‒540.
  • 17. Greenberg C. Modernist Painting // Art in Theory 1900‒2000: An Anthology of Changing Ideas / Eds.:C. Harrison, P. Wood. — Oxford: Blackwell, 1999. — P. 754‒760.
  • 18. Judd D. Specific Objects // Donald Judd: Early Work, 1955‒1968 / Ed. T. Kellein. — New York: D.A.P., 2002. — URL: http://atc.berkeley.edu/201/readings/judd-so.pdf (дата обращения: 25.09.2018).
  • 19. Kaprow A. Assemblage, Environments and Happenings. — New York: Harry N. Abrams, 1966. — URL: http://web.mit.edu/jscheib/Public/performancemedia/kaprow_assemblages.pdf (дата обращения: 24.09.2018).
  • 20. Petersen A. R. Installationskunsten: Mellem billede og scene. — København: Museum Tusculanums Forlag, 2009.— 520 s.
  • 21. Rebentisch J. Aesthetics of Installation Art. — Berlin: Sternberg Press, 2012.— 296 p.
  • 22. Reiss J. H. From Margin to Center: the Spaces of Installation Art. — Cambridge, MA: MIT Press, 1999.— 181 p.