Заголовок | Обрезанная композиция «Площади Согласия» Эдгара Дега: варварство или новаторство? | ||||||||
Автор | Дёмина Н. Б. | n.demina@hermitage.ru | |||||||
Сведения об авторе | Дёмина Наталья Борисовна — научный сотрудник. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. | ||||||||
В рубрике | Европейское искусство Нового времени | DOI | 10.18688/aa200-1-14 | ||||||
Год | 2020 | Номер сборника | 10 | Страницы | 148–157 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 75.041(44) + 7.035/.036 + 75.025.4 | Индекс ББК | 85.143(3) | ||||
Аннотация |
Картина Эдгара Дега «Площадь Согласия» (1876. ГЭ, Санкт-Петербург) многократноанализировалась исследователями, особо выделявшими смелость её композиционного построения. В 1995 г. А. Г. Костеневич указал, что полоска авторской живописи около 4 см подвёрнута на нижнююпланку подрамника, а в работе 2012 г. утверждал, что картину обрезал её первый владелец граф Лепик. В данной статье ставится задача оспорить аргументы сторонников неавторского формата холста до его реставрации и приводятся доводы в пользу того, что картину в ходе работы обрезал самхудожник. Первым обсуждается вопрос отсутствия подписи художника на работе, что является редкостью для Дега, который, по утверждению Костеневича, всегда подписывал и датировал произведения, предназначенные к продаже. Однако существуют и обратные примеры, когда мастер не подписывал картины, с которыми расставался, особенно портреты. Нет документов, зафиксировавших факт продажи «Площади Согласия» Лепику. Кроме того, в опубликованной переписке о картине между её владельцем Дюран-Рюэлем, потенциальными покупателями и Дега ни разу не возникает вопрос о её формате, очевидно, признававшемся авторским. В пользу авторского изменения композиции говорит и то, что редкий владелец семейного портрета кисти большого мастера решится его обрезать, причём так, чтобы «под нож» попали именно члены семьи. К тому же подобный поступок должен был привести к краху дружбы с Дега, представлявшей большую важность для Лепика. Главным же аргументом в пользу авторского формата холста до его реставрации является сама живопись: некоторые уточняющие мазки черной краской доведены ровно до линии загиба на планкуподрамника, то есть они были нанесены художником в качестве окончательной отделки уже после изменения формата полотна и натягивания его на подрамник. Рентгеноскопия картины показывает, что её композиция рождалась не одномоментно, но вследствие ряда переделок, которые завершились решительной обрезкой полотна снизу. В таком случае мы имеем дело не с варварским поступком графа Лепика, а с новаторским «кадрированием» самого автора.
|
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Дёмина Н. Б. Обрезанная композиция «Площади Согласия» Эдгара Дега: варварство или новаторство? // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 148–157. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-14 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|