Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-12
Заголовок Фердинандо Фуга и Никола Сальви: архитектура «антибарокко» и преддверие неоклассицизма в итальянской архитектуре середины XVIII века
Автор email sansieva_anna@mail.ru
Сведения об авторе Сансиева Анна Валерьевна — соискатель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские Горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Европейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa200-1-12
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 133141
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.035(410.1)22 Индекс ББК 85.113(3)
Аннотация

Итальянские исследователи в трудах, связанных с архитектурой XVIII в., отрицают наличие построек, выполненных непосредственно в рамках неоклассического направления на территории Италии вплоть до рубежа XVIII–XIX вв. Однако существующие термины отделяют архитектуру XVIII в. от предыдущего XVII в., оставляя её, тем не менее, в рамках барочной линии. Яркими представителями этого переломного периода стали архитекторы Фердинандо Фуга и Никола Сальви. Их проекты для ключевых римских конкурсов 1732 г. (фасад базилики Сан Джованни ин Латерано и фонтан Треви) наглядно показывают непримиримые различия увядающего барокко и зарождающейся неоклассики, которые данным мастерам удалось совместить абсолютно индивидуально, согласно собственному отношению не только к архитектуре, но и к эпохе. Подобные процессы проявляются и в реализованных постройках мастеров — в частности, в сакральной архитектуре.Примечательно, что архитектура Николы Сальви оказалась понятна и близка современникам, готовым на тот момент воспринимать эмоциональность барокко, тогда как творчество Фердинандо Фуги, являющееся примером архитектуры переходного этапа от барокко к неоклассическим интенциям, оставалось в тени вплоть до начала XIX в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Сансиева А. В. Фердинандо Фуга и Никола Сальви: архитектура «антибарокко» и преддверие неоклассицизма в итальянской архитектуре середины XVIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 133–141. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-12
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Architettura del Settecento a Roma. Nei Disegni della Raccolta Grafica Comunale / Ed. P. Battistuzzi. — Roma: Carte segrete, 1991.— 141 p.
  • 2. Bianchi L. Disegni di Ferdinando Fuga e di altri architetti del Settecento. — Roma: Gabinetto Nazionale delle Stampe, 1955.— 153 p.
  • 3. Christipher M. S. J. Clement XI and Santa Maria Maggiore in the Early 18th Century // Journal of the Society of Architectural Historians.— 2014. — Vol. 45. — No. 3. — P. 286–293.
  • 4. Debenedetti E. L’architettura neoclassica. — Roma: Bagatto Libri, 2003.— 382 p.
  • 5. Ferdinando Fuga e l’architettura romana del Settecento / Ed. M. Cordaro. — Roma: Multigrafica editrice, 1998.— 325 p.
  • 6. Fralleoni B. Poetica dell’Arcadia nell’opera di Nicola Salvi. Studi romani. — Roma: Istituto nazionale di studi romani, 2006. — No. 3–4. — P. 383–397.
  • 7. Gambardella A. Ferdinando Fuga 1699–1999 Roma, Napoli, Palermo. — Roma: Edizioni scientifiche italiane, 2001.— 365 p.
  • 8. Giordano P. Ferdinando Fuga a Napoli. L’Albergo dei Poveri, il Cimitero delle 366 fosse, I Granili. — Napoli: Edizioni del Grifo, 1997.— 151 p.
  • 9. Matthiae G. Ferdinando Fuga e la sua opera romana. — Roma: Fratelli Palombi Editori, 1952.— 72 p.
  • 10. Pane R. Ferdinando Fuga. — Napoli: Edizioni scientifiche italiane, 1956.— 130 p.
  • 11. Panza P. Antichita e restauro nell’Italia del Settecento. — Milano: Editta Gelsomini, 1990.— 278 p.
  • 12. Pinto J., Kieven E. An Early Project by Ferdinando Fuga for the Trevi Fountain in Rome. — The Burlington Magazine. –1983. — vol. 125. — P. 746–750.
  • 13. Schiavo A. La fontana di Trevi e le altre opere di Nicola Salvi. — Roma: Istituto Poligrafico dello Stato, 1956.— 271 p.