Заголовок | Усадьба Замок Ховард в Йоркшире: от сада памяти к героическому пейзажу | ||||||||
Автор | Соколов Б. М. | gardenhistory@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Соколов Борис Михайлович — доктор искусствоведения, профессор. Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125993. gardenhistory@gmail.com | ||||||||
В рубрике | Европейское искусство Нового времени | DOI | 10.18688/aa200-1-10 | ||||||
Год | 2020 | Номер сборника | 10 | Страницы | 120–128 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 712.01 | Индекс ББК | 85.118 | ||||
Аннотация |
Статья посвящена истории создания пейзажного парка имения Замок Ховард (Castle Howard), Северный Йоркшир, Англия, и его роли в сложении английского садового стиля. Первоначальные цели владельца, Чарльза Ховарда, были связаны с его придворной карьерой, но после её скорого краха он насытил свое поместье философскими мотивами и новаторскими художественными решениями. Парк, созданный им совместно с архитектором-дилетантом Джоном Ванбру и его помощником Николасом Хоксмуром, включал пейзажный лесистый холм Рей Вуд, парные храмы Венеры и Дианы, героический пейзаж с пирамидой, посвящённой памяти предка, и грандиозным мавзолеем. В этом поместье, созданном в 1700–1730-е гг., впервые появляется широкий открытый пейзаж, украшенный монументальными античными формами и напоминающий картины Пуссена.Парк не подвергался переделкам и служил образцом героического пейзажа для многих садоводов и теоретиков, среди которых был и автор первой истории английского пейзажного стиля Гораций Уолпол. Работа основана на первичных источниках и полевых исследованиях автора в 1994 и 2016 гг. История замысла, создания и восприятия усадьбы Замок Ховард, прослеженная в статье, позволяет уточнить особенности развития пейзажного стиля в Англии и других странах. 1. Создание нового стиля в условиях культуры Просвещения и большого общественного запросана образцы «украшенной фермы» проходит в рамках коллективного творчества, при котором заказчик становится инициатором и соавтором ансамбля. 2. Решающую роль в создании этих образцовых ансамблей играют талантливые заказчики, «творческие герцоги» (Берлингтон, Мальборо, Ховард), и выдающиеся архитекторы, как правило, с любительской подготовкой (Берлингтон, Кент, Ванбру, Хоксмур). 3. Первые, образцовые, парки пейзажного стиля дают примеры переустройства целых пейзажей, создания новых миров, организованных по законам пейзажной живописи. Этот опыт вдохновлял многих, в том числе и мелкопоместных хозяев, но они использовали лишь элементы большого стиля, производя «усовершенствования», а не реконструкцию ландшафта. Поэтому в середине XVIII в. эпоха «творческих герцогов» сменяется эпохой Ланселота Брауна, предлагавшего единые ландшафтные приёмы, пригодные почти для всех имений. Усадьбы, подобные Замку Ховард, становятся классикой, которой любуются, но уже не стараются воспроизвести в своём поместье. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Соколов Б. М. Усадьба Замок Ховард в Йоркшире: от сада памяти к героическому пейзажу // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 120–128. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-10 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|