Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-10
Заголовок Усадьба Замок Ховард в Йоркшире: от сада памяти к героическому пейзажу
Автор email gardenhistory@gmail.com
Сведения об авторе Соколов Борис Михайлович — доктор искусствоведения, профессор. Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125993. gardenhistory@gmail.com
В рубрике Европейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa200-1-10
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 120128
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 712.01 Индекс ББК 85.118
Аннотация

Статья посвящена истории создания пейзажного парка имения Замок Ховард (Castle Howard), Северный Йоркшир, Англия, и его роли в сложении английского садового стиля. Первоначальные цели владельца, Чарльза Ховарда, были связаны с его придворной карьерой, но после её скорого краха он насытил свое поместье философскими мотивами и новаторскими художественными решениями. Парк, созданный им совместно с архитектором-дилетантом Джоном Ванбру и его помощником Николасом Хоксмуром, включал пейзажный лесистый холм Рей Вуд, парные храмы Венеры и Дианы, героический пейзаж с пирамидой, посвящённой памяти предка, и грандиозным мавзолеем. В этом поместье, созданном в 1700–1730-е гг., впервые появляется широкий открытый пейзаж, украшенный монументальными античными формами и напоминающий картины Пуссена.Парк не подвергался переделкам и служил образцом героического пейзажа для многих садоводов и теоретиков, среди которых был и автор первой истории английского пейзажного стиля Гораций Уолпол.

Работа основана на первичных источниках и полевых исследованиях автора в 1994 и 2016 гг. История замысла, создания и восприятия усадьбы Замок Ховард, прослеженная в статье, позволяет уточнить особенности развития пейзажного стиля в Англии и других странах.

1. Создание нового стиля в условиях культуры Просвещения и большого общественного запросана образцы «украшенной фермы» проходит в рамках коллективного творчества, при котором заказчик становится инициатором и соавтором ансамбля.

2. Решающую роль в создании этих образцовых ансамблей играют талантливые заказчики, «творческие герцоги» (Берлингтон, Мальборо, Ховард), и выдающиеся архитекторы, как правило, с любительской подготовкой (Берлингтон, Кент, Ванбру, Хоксмур).

3. Первые, образцовые, парки пейзажного стиля дают примеры переустройства целых пейзажей, создания новых миров, организованных по законам пейзажной живописи. Этот опыт вдохновлял многих, в том числе и мелкопоместных хозяев, но они использовали лишь элементы большого стиля, производя «усовершенствования», а не реконструкцию ландшафта. Поэтому в середине XVIII в. эпоха «творческих герцогов» сменяется эпохой Ланселота Брауна, предлагавшего единые ландшафтные приёмы, пригодные почти для всех имений. Усадьбы, подобные Замку Ховард, становятся классикой, которой любуются, но уже не стараются воспроизвести в своём поместье.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Соколов Б. М. Усадьба Замок Ховард в Йоркшире: от сада памяти к героическому пейзажу // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 120–128. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-10
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Вейтли Т. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями / Пер. с англ. и комм. Б. М. Соколова // Искусствознание.— 2006.— № 1. — С. 144–185.
  • 2. Соколов Б. М. Английская теория пейзажного парка в XVIII столетии и её русская интерпретация // Искусствознание.— 2004.— № 1. — С. 157–190.
  • 3. Соколов Б. М. Томас Вейтли и рождение английской теории пейзажного парка // Искусствознание.— 2006.— № 1. — С. 136–143.
  • 4. Соколов Б. М. «Работа дивная, подобно Стоу»: история образцового пейзажного парка и его место в садовом искусстве Просвещения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 492–499. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa166–6–52 (дата обращения: 01.02.2019).
  • 5. Соколов Б. М. «Художник рощ твоих». Три века пейзажного парка // Пейзажный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму. — М.: Кучково поле, 2017. — С. 18–43.
  • 6. Соколов Б. М. Екатерина II и теория пейзажного садоводства // Пейзажный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму. — М.: Кучково поле, 2017. — С. 104 113.
  • 7. Соколов Б. М. «Между красотой и величественностью»: теория пейзажного стиля в Европе на переходе от Просвещения к романтизму // Пейзажный парк: три века истории. Сб.научных статей. — М.: ГИАХЛМЗ «Царицыно», 2017. — С. 10–24.
  • 8. Coffin D. R. Magnificent Buildings, Splendid Gardens. — Princeton: Princeton University Press Publ., 2008.— 300 p.
  • 9. Hirschfeld C. C. L. Theorie de l’art des jardins. — Vols. 1–5. — Leipzig: M. G. Weidmann & Reich, 1785.
  • 10. Hirschfeld C. C. L. Theory of Garden Art / Ed. and transl. L. B. Parshall. — Philadelphia: Pennsylvania University Press, 2001.— 504 p.
  • 11. Hunt J. D. Garden and Grove: The Italian Renaissance Garden in the English Imagination, 1600–1750. — London: Dent, 1986.— 268 p.
  • 12. Hunt J. D. Gardens and the Picturesque. Studies in the History of Landscape Architecture. — Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1992.— 388 p.
  • 13. Hussey Ch. English Gardens and Landscapes 1700–1750. — London: Country Life, 1967.— 287 p.
  • 14. Hyams E. Capability Brown and Humphrey Repton. — London: J. M. Dent, 1971.— 248 p.
  • 15. The Genius of the Place: The English Landscape Garden 1620–1820 / Ed. J. D. Hunt, P. Willis. — London: Paul Elek, 1975.— 412 p.
  • 16. Iddon J. Strawberry Hill and Horace Walpole. — London: St. Mary’s College, 2011.— 46 p.
  • 17. Jacques D. Georgian Gardens. The Reign of Nature. —London: Batsford, 1983.— 305 p.
  • 18. Laird M. The Flowering of the Landscape Garden: English Pleasure Grounds, 1720–1800. — Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 1999.— 299 p.
  • 19. Lees-Milne J. Lords of Creation. Five Great Patrons of Eighteenth-Century Art. — London: Ebury Press, 1986.— 288 p.
  • 20. Malins E. English Landscaping and Literature 1660–1840. — Oxford: Oxford University Press Publ., 1966.— 186 p.
  • 21. Pope A. A Critical Edition of the Major Works. — Oxford; New York: Oxford University Press, 1993.— 485 p.
  • 22. Saumarez-Smith J. The Building of Castle Howard. — London: Pimlico, 1997.— 240 p.
  • 23. Sokolov B. M. Thomas Whately, Catherine the Great and the Brownian Tradition in Russia // Garden History (London).— № 44. — suppl. 1 (Autumn 2016). — P. 140–149.
  • 24. Walpole H. The History of the Modern Taste in Gardening. Journals of Visits to Country Seats. — New York: Garland, 1982.— 254 p.
  • 25. Walpole H. Correspondence. Vol. 10. — New Haven: Yale University Press, 1983.— 278 p.
  • 26. Whately Th. Observations on Modern Gardening, Illustrated by Descriptions. — London: T. Payne, 1770. — 257 p.
  • 27. Whately Th. L’Art de former les jardins modernes, ou l’art des jardins anglois. Traduit par François de Paul de Latapie. — Paris: Charles-Antoine Jombert pere, 1771.— 287 p. (Whately Th. Observations on Modern Gardening, illustrated by descriptions. Sokolov B. M. (transl.)) // Искусствознание.— 2006.— № 1. — С. 144–185).
  • 28. Wimmer C. A. Geschichte der Gartentheorie. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1989.— 486 p.