Аннотация |
В связи с последним открытием новой экспозиции галереи гипсовых слепков Департамента культуры и общества Университета Палермо (Италия) были обнаружены два интересных произведения. Это гипсовые отливки, воспроизводящие в миниатюре фризы Парфенона и храма в Бассах, выполненные в Лондоне шотландским скульптором и резчиком Джоном Хеннингом в первые десятилетия XIX в. В своей работе Хеннинг опирался на подлинные мраморы, доставленные в британскую столицу, а также, в случае афинского фриза, на рисунки недостающих частей. Длительная работа заключалась в том, что миниатюрные воспроизведения были вырезаны из сланцевых пластин, затем с них снимались гипсовые слепки, которые и были проданы. В результате началось весьма прибыльное изготовление «пиратских копий», однако самому Хеннингу не удалось извлечь никакой прибыли из этого предприятия. Повторения расходились в большом количестве, заполняя собой не только галереи слепков, но и частные дома как настенные и каминные украшения жилых комнат.
Хотя эти произведения редко привлекали внимание исследователей, они представляют определенный интерес. Во-первых, эти слепки выполняли двойную функцию, с одной стороны, являясь объектом изучения, с другой — становясь частью домашней обстановки. Таким образом, происходил процесс«приватизации» двух важнейших произведений второй половины V в. до н. э. Кроме того, небольшие слепки Хеннинга соответствовали вкусам эпохи и представлениям об античном искусстве. Несмотря на поразительное сходство с подлинниками, жестко высеченные контуры фигур соответствуют скорее не классическим формам, а духу неоклассицизма, в особенности в тех частях композиции, где Хеннинг не был знаком с оригиналом. Таким образом, можно прийти к выводу, что эти отливки, являясь достоверной копией произведений древнегреческого искусства периода расцвета, одновременно могут расцениваться как типичная художественно-промышленная продукция XIX столетия.
Работы Хеннинга можно назвать подлинно «пограничным» явлением сразу в нескольких отношениях: они находятся между античностью и Новым временем, искусством и ремеслом, общественным и частным, изучением и развлечением. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Beschi L. Il fregio del Partenone: una proposta di lettura. L’esperimento della perfezione. Arte e società nell’Atene di Pericle. Milano, Electa Publ., 1988, pp. 234–257 (in Italian).
- 2. Bowie T.; Thimme D. The Carrey Drawings of the Parthenon Sculptures. Bloomington; London, Indiana University Press Publ., 1971. 98 p.
- 3. Brommer F. Der Parthenonfries. Katalog und Untersuchung. Mainz am Rhein, Philipp von Zabern Publ., 1977. 292 p. (in German).
- 4. Delivorrias A. The Parthenon Frieze. Problems, Challenges, Interpretations. Athens, Melissa Publ., 2004. 192 p.
- 5. Dinsmoor W. B. The Sculptured Frieze from Bassae (A Revised Sequence). American Journal of Archaeology, 1956, vol. 60, pp. 401–452.
- 6. Engel U. Architektur des Klassizismus und der Romantik in England. Klassizismus und Romantik. Architektur — Skulptur — Malerei — Zeichnung. Köln, Könemann Publ., 1999, pp. 14–55 (in German).
- 7. Farinella V. Fidia neoclassico / Fidia romantico: “una rivoluzione nel gusto”. L’eco dei marmi. Il Partenone a Londra: un nuovo canone della classicità. Roma, Donzelli Publ., 2003, pp. 23–48 (in Italian).
- 8. Farinella V.; Panichi S. L’eco dei marmi. Il Partenone a Londra: un nuovo canone della classicità. Roma, Donzelli Publ., 2003. 128 p. (in Italian).
- 9. Fehlmann M. As Greek as It Gets: British Attempts to Recreate the Parthenon. Rethinking History, September 2007, vol. 11, no. 3, pp. 353–377.
- 10. Hofkes-Brukker Ch. Der Bassaifries in der ursprünglich geplanten Anordnung. Der Bassai-Fries. München, Prestel Publ., 1975, pp. 43–141 (in German).
- 11. Jenkins I. Acquisition and Supply of Casts of the Parthenon Sculptures by the British Museum, 1835–1939. Annual of the British School at Athens, 1990, vol. 85, pp. 89–113.
- 12. Jenkins I. Archaeologists & Aesthetes in the Sculpture Galleries of the British Museum 1800–1939. London, British Museum Press Publ., 1992. 264 p.
- 13. Jenkins I. Athens Rising Near the Pole: London, Athens and the Idea of Freedom. London — World City 1800–1840. New Haven; London, Yale University Press in association with the Museum of London Publ., 1992, pp. 143–153.
- 14. Jenkins I. ‘G. F. Watts’ Teachers’: George Frederic Watts and the Elgin Marbles. Apollo. A Journal of the Arts for Connoisseurs and Collectors, September 1994, vol. 120, pp. 176–181.
- 15. Jenkins I. John Henning’s Frieze for the Athenaeum. The Athenaeum Collection. London, The Athenaeum Publ., 2000, pp. 149–156.
- 16. Jenkins I. The Parthenon Frieze. London, British Museum Press Publ., 2002. 119 p.
- 17. Jenkins I.; Williams D. The Arrangement of the Sculptured Frieze from the Temple of Apollo Epikourios at Bassae. Sculpture from Arcadia and Laconia. Proceedings of an International Conference Held at the American School of Classical Studies at Athens, April 10–14, 1992. Oxford, Oxbow Books Publ., 1993, pp. 57–77.
- 18. Lydakis S. The Impact of the Parthenon Sculptures on 19th and 20th Century Sculpture and Painting. The Parthenon and Its Impact in Modern Times. Athens; New York, Melissa Publ., 1994, pp. 231–257.
- 19. Madigan B. C.; Cooper F. A. The Temple of Apollo Bassitas, vol. 2: The Sculpture. Princeton, The American School of Classical Studies at Athens Publ., 1992. 135 p.
- 20. Malden J. John Henning 1771–1851, “…A Very Ingenious Modeller…”. Paisley, Renfrew District Council Museum & Art Galleries Department Publ., 1977 (unpaginated).
- 21. Malone P. The Gherardis Castmakers in Paris and Rome. In Situ, 2016, vol. 28. Available at: http://insitu.revues.org/12712 (accessed 30 January 2019).
- 22. Mordaunt Crook J. The Greek Revival. Neo-Classical Attitudes in British Architecture 1760–1870. London, John Murray Publ., 19952. 204 p.
- 23. Morricone M. L. Il Museo dei Gessi dell’Università di Roma. Roma, Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato, Libreria dello Stato Publ., 1981. 155 p. (in Italian).
- 24. Neils J. The Parthenon Frieze. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2001. 294 p.
- 25. Pavan M. Antonio Canova e la discussione sugli “Elgin Marbles”. Rivista dell’Istituto Nazionale d’Archeologia e Storia dell’Arte, 1974–1975, vols. 21–22, pp. 219–344 (in Italian).
- 26. Pavan M. L’avventura del Partenone. Un monumento nella storia. Firenze, Sansoni Publ., 1983. 395 p. (in Italian).
- 27. Pucci G. Elgin o della manifattura. Dialoghi di Archeologia, 1974–1975, vol. 8, no. 2, pp. 475–490 (in Italian).
- 28. Rambaldi S. La Gipsoteca del Dipartimento Culture e Società dell’Università degli Studi di Palermo. Storia e Catalogo. Palermo, Palermo University Press Publ., 2017. 130 p. (in Italian).
- 29. Rothenberg J. Descensus ad terram. The Acquisition and Reception of the Elgin Marbles. New York; London, Garland Inc. Publ., 1977. 469 p.
- 30. Savoy B.; Scott S. A European Museum-Cocktail around 1900. The Pushkin State Museum of Fine Arts in Moscow. The Museum is Open. Towards a Transnational History of Museums 1750–1940. Berlin; Boston, Walter de Gruyter Publ., 2014, pp. 77–88.
- 31. St. Clair W. Lord Elgin and the Marbles. Oxford; New York, Oxford University Press Publ., 19983. 419 p.
- 32. Stackelberg O. M. von. Der Apollotempel zu Bassae in Arcadien und die daselbst ausgegrabenen Bildwerke. Rom, O. M. von Stackelberg Publ., 1826. 148 p. (in German).
- 33. Stoneman R. Land of Lost Gods. The Search for Classical Greece. London; New York, Tauris Parke Paperbacks Publ., 20102. 346 p.
- 34. Symmons S. Flaxman and Europe. The Outline Illustrations and Their Influence. New York; London, Garland Inc. Publ., 1984. 423 p.
- 35. Wagner J. M. Bassorilievi antichi della Grecia o sia fregio del Tempio di Apollo Epicurio in Arcadia. Rome, Francesco Bourliè Publ., 1814. 28 p. (in Italian).
- 36. Wall J. “That Most Ingenious Modeller”. The Life and Work of John Henning, Sculptor, 1771–1851. Ely, Melrose Books Publ., 2008. 237 p.
- 37. Watkin D. The Life and Work of C. R. Cockerell. London, A. Zwemmer Ltd. Publ., 1974. 272 p.
- 38. White F. A. The Restoration of a Georgian Period Parthenon Frieze. Florida Archaeological Survey, 2014, vol. 7, pp. 1–9.
- 39. Willers D. Die gar nicht spontane Begegnung oder jeder hat den Parthenon, den er verdient. Antike und europäische Welt. Aspekte der Auseinandersetzung mit der Antike. Bern; Frankfurt am Main; New York, Peter Lang Publ., 1984, pp. 145–185 (in German).
|