Заголовок | Афины и Рим: современные вызовы администрированию форпостов классицизма | ||||||||
Автор | Лукаки А. | aloukaki@eap.gr | |||||||
Сведения об авторе | Лукаки Аргиро — Ph. D., профессор, директор программы «Греческая цивилизация и культура». Греческий открытый университет, ул. Аристотеля 18, Патрас 263 35, Греция. argyro-loukaki@hotmail.com; aloukaki@eap.gr | ||||||||
В рубрике | Европейское искусство Нового времени | DOI | 10.18688/aa200-1-6 | ||||||
Год | 2020 | Номер сборника | 10 | Страницы | 74–86 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 711.523:904, 719 | Индекс ББК | 85.110 | ||||
Аннотация |
Научная новизна статьи состоит в оригинальном сравнении архетипических и темне менее различных форм афинского и римского классицизма с акцентом на физические, метафизические, эстетические и моральные аспекты, связанные с управлением названными центральными археологическими локусами. В широком смысле Афины и Рим — выдающиеся столицы Классики иклассицизма. Их мировое наследие веками питает коллективную память человечества, становится основой творчества, вдохновения и мифосложения. Священная скала Афинского Акрополя — символ демократии, классической красоты и городского права. Архитектоника Акрополя является формойвитальной энергии. Римский Форум, наряду с соседствующим Колизеем, конвергирует имперскую власть, мастерство и смелость структурного планирования, а также является примером выдающейся урбанистической идеи. Испытанные временем, культовые классические руины задают тон современной градостроительной деятельности, как непосредственной, так и символической; резюмируют идею современных городских пространств как синтаксических урбанистических постоянств; служат триггером для раскрытия нового творческого потенциала; дают о себе знать в борьбе за глобальную и национальную репрезентацию. Недаром вслед за «мраморной лихорадкой» классические руины не только обогатили музейные собрания архитектурными экспонатами и статуями, но придали им художественную значимость и послужили толчком для научного прогресса. Проблема изучения, хранения и консервации основных архитектурно-археологических памятников Акрополя и пары Форум–Колизей ставит перед нами шесть значимых аспектов. Во-первых, для осуществления раскопок на указанных территориях требуется организация чётко спланированных археологических экспедиций. Во-вторых, при условии комплексного соблюдения правил консервации ведение новой застройки вокруг рассматриваемых памятников может быть полностью прекращено илиподвергнуто жёсткому административному контролю, что приведёт к резкому снижению плотности городского населения. В-третьих, сами памятники могут быть подвергнуты восстановлению, сложному и трудоёмкому процессу, который радикально меняет их общественное значение, их роль в создании и реконструкции той среды, в которую они вписаны. В-четвёртых, реставрация памятников может сопровождаться организацией музеев, специально построенных в непосредственной к ним близости (как это происходит ныне с Новым музеем Акрополя). В-пятых, обычно подобные памятники тесносвязаны с окружающим городским пространством, а иногда и с другими археологическими объектами. Связующим звеном часто служат ландшафтные сады и пешеходные зоны, выступающие в качестве переходов или коридоров. В-шестых, такие архитектурные сооружения требуют защиты от загрязнённойокружающей среды, инфраструктурных работ или других источников порчи. Затрагиваемые в статье проблемы касаются не только решений прозаических практических задач. Автор видит свою цель в том числе в рассмотрении возвышенных аспектов классицизма(-ов), а также сходств и различий между Афинами и Римом. Археологические центры этих городов будоражат творческое воображение в архитектурном, художественном, эстетическом и литературном плане. В подтверждение сказанного автор касается таких вопросов, как: греческий археологический контекст и егосвязь с важнейшими проблемами; итальянский археологический и политический контекст до и послефашизма; формирование афинского археологического ландшафта в 1950-е гг. как главное достижение архитектора Димитриса Пикиониса; сравнение современного римского археологического ландшафта с тем, что был сформирован усилиями Пикиониса. Также вводимые противоположные эстетические представления «урбанистическая сверхъестественность» (urban uncanny) и «урбанистическая лучезарность» (urban lightness/luminosity) применяются к римской и афинской классике соответственно. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Лукаки А. Афины и Рим: современные вызовы администрированию форпостов классицизма // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 74–86. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-6 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|