Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-3
Заголовок Пограничная иконография: пределы визуальной коммуникации в трансляции христианских догматов в европейском искусстве раннего Нового времени
Автор email giovanna.perini@uniurb.it
Сведения об авторе Перини Фолезани, Джованна — профессор. Урбинский университет имени Карло Бо, Палаццо Албани, Виа Браманте, 17, Урбино, Италия, 61029.
В рубрике Европейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa200-1-3
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 3248
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.046.3 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Несмотря на теорию кардинала Габриэле Палеотти, что изображения в отличие от языков понимаются всеми одинаково (1582), — а именно на этом постулате была основана миссия иезуитов в Азии, Африке и обеих Америках — практика показывает обратное. На сегодняшний день существуют исследования по некоторым базовым когнитивным проблемам (например, неспособность американских и азиатских туземцев воспринимать светотень, лежащую в основе европейского реалистического художественного метода). Также изучались частные культурные проблемы, например отторжение китайцами образа распятого Христа или непривычного им размера стоп ног в изображениях святых женщин.

Меньше внимания уделялось тому, что одна и та же иконография в различных христианских конфессиях может приобретать различный смысл. Таким образом, основное отличие «Троицы ветхозаветной» Андрея Рублёва (ГТГ, Москва) и «Авраама и трёх ангелов» Лодовико Карраччи (Болонья, Национальная галерея) не в стиле, а в значении, несмотря на то что оба произведения изображают один и тот же эпизод из Книги Бытия (18, 1–8) и композиция последнего отчасти построена на основе первого. В данном случае различия объясняются разделением Церквей в 1054 г., породившим все время усиливавшиеся разногласия в богословии, литургии и иконографии. Даже на Западе богословие,литургия и религиозная иконография разделились в связи с возникновением протестантизма в 1517 г.

Данная статья посвящена иконографическим особенностям, обусловленным этими религиозными отличиями, главным образом на примерах изображения ветхозаветной и новозаветной Троицыи Бога Отца в восточно- и западнохристианской иконографии, а также протестантскому отрицанию традиции иконного изображения. Кроме того, мы стремимся показать, что, несмотря на разделение, Восток и Запад, Север и Юг взаимно влияли друг на друга в области религиозной иконографии, а внекоторых случаях и стиля.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Перини Фолезани Д. Пограничная иконография: пределы визуальной коммуникации в трансляции христианских догматов в европейском искусстве раннего Нового времени // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 32–48. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-3
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Ainalov D. Geschichte der Russischen Monumentalkunst zur Zeit der Grossfürstentums Moskau. Berlin; Leipzig, de Gruyter Publ., 1935. 144 p. + 73pls. (in German).
  • 2. Alpatov M. V. Treasures of Russian of the 11th–16th Centuries (Painting). Leningrad, Aurora Publ., 1971. 288 p.
  • 3. Alpatov M. Le icone russe. Problemi di storia e di interpretazione artistica. Turin, Einaudi Publ., 1976. 290 p. (in Italian).
  • 4. Bandera Viani M. C. Venezia — Museo delle Icone bizantine e post bizantine e chiesa di San Giorgio dei Greci. Bologna, Calderini Publ., 1988. 130 p. (in Italian).
  • 5. Bartelink G. J. M. Tres vidit, unum adoravit — formule trinitaire. Revue des Études Augistiniennes, vol. 30, 1984, pp. 24–29 (in French).
  • 6. Belting H. Il culto delle immagini — Storia dell’icona dall’età imperiale al tardo Medioevo. Rome, Carocci Publ., 2001. 695 p. (in Italian).
  • 7. Beltramo Ceppi Zevi C.; Meyer M. Chagall delle meraviglie. Géneve; Milan, Skira Publ., 2007. 332 p. (in Italian).
  • 8. Bentini J. et al (ed.). Pinacoteca Nazionale di Bologna. Catalogo generale, vol. 2: Da Raffaello ai Carracci. Venice, Marsilio Publ., 2006. 494 p. (in Italian).
  • 9. Bertoli B. I mosaici di San Marco — Iconografia dell’Antico e del Nuovo Testamento. Milan, Electa Publ., 1986. 210 p. (in Italian).
  • 10. Bianchi I. La politica delle immagini nell’età della Controriforma — Gabriele Paleotti teorico e committente. Bologna, Ed. Compositori Publ., 2008. 254 p. (in Italian).
  • 11. Bianchi I. Note sul collezionismo Bolognese del Seicento attraverso documenti inediti: Bartolomeo Dolcini e i “quadri di pittura fatti per mano di Ludovico Carrazzi”. Perini Folesani G.; Ambrosini Massari A. M. (eds.). Riflessi del collezionismo tra bilanci critici e nuovi contributi. Florence, Olschki Publ., 2014, pp. 145–158 (in Italian).
  • 12. Bird A. Storia della pittura russa. Turin, Allemandi Publ., 1987. 332 p. (in Italian).
  • 13. Bober P. P.; Rubinstein R. O. Renaissance Artists and Antique Sculpture A Handbook of Sources. London; Oxford, Harvey Miller and Oxford University Press Publ., 1986. 522 p.
  • 14. Boespflug F. Le immagini di Dio — Una storia dell’Eterno nell’arte. Turin, Einaudi Publ., 2012. 581 p. (in Italian).
  • 15. Bogatyrev S. Reinventing the Russian Monarchy in the 1550s: Ivan the Terrible, the Dinasty and the Church. Slavonic and East European Review, 2007, no. 85, pp. 271–293.
  • 16. Bohn B. Ludovico Carracci and the Art of Drawing. New York, Harvey Miller Publ., 2004. 642 p.
  • 17. Borromeo C. Instructionum Fabricae et Supellectilis Ecclesiasticae libri II (1577), reprinted with a basic commentary in Barocchi P. (ed.). Trattati d’arte del Cinquecento. Bari, Laterza Publ., 1960–1962, vol. 3, pp. 1–113, and with an Italian translation: Vatican, Libreria editrice Vatican–Axios Group Publ., 2000 (in Latin and Italian).
  • 18. Borromeo F. Della pittura sacra, libri due. Pisa, Scuola Normale Superiore Publ., 1994. 148 p. (in Italian).
  • 19. Borromeo F. De pictura sacra (1624), reprinted in Sora, Camastro Publ., 1932. 116 p. (in Italian).
  • 20. Bovini G. I mosaici di Ravenna. Milan, Silvana Editoriale Publ., 1957. 58 p. + 46 pls (in Italian).
  • 21. Calvino G. Institutio Christianae Religionis. Génève, R. Stephani Publ., 1559. 564 p. (in Latin).
  • 22. Castagno P. La Trinità eucaristica nella Pieve di San Giovanni ai Campi di Piobese Torinese. Alcune considerazioni su un affresco inedito. Carignano, Associazione Progetto Cultura e Turismo. Available at: www.pievedipiobesi. it/files/laffresco_della_ss_trinita_nella_pieve__di_piobes.pdf (accessed 25 January 2019) (in Italian).
  • 23. Catellani A. Scrivere e disegnare la meditazione. Note semiotiche su pratiche spirituali e testi guida nella cultura del Seicento. E|C, 2008, pp. 1–14 (in Italian).
  • 24. Chatzidakis M. Marcantonio Raimondi und die post-byzantinisch kretische Malerei. Etudes sur la peinture postbyzantine, 1976, no. 3, pp. 147–161 (in German).
  • 25. Chatzidakis M.; Djuric V. Les icônes dans les collections suisses. Genève, Musée d’Art et Histoire Publ., 1968. 150 p. (in French).
  • 26. Chatzidakis N. Venetiae quasi alterum Byzantium. Da Candia a Venezia. Icone greche in Italia, XV–XVI secolo. Athens, Fondazione per la cultura greca Publ., 1993. 214 p. (in Italian).
  • 27. Cirimotic L. La Madonna e la Trinità. Fondamento biblico della consacrazione di Maria. Conegliano, Ancilla Publ., 2015. 204 p. (in Italian).
  • 28. Cormack R. Painting the Soul — Icons, Death Mass and Shrouds. London, Reaktion Books Publ., 1997. 248 p.
  • 29. Dacos N. Le Logge di Raffaello. Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato Publ., 1986. 367 p. (in Italian).
  • 30. Delivorrias A. Guide to the Benaki Museum. Athens, Karidakis Bros. Publ., 1980. 200 p.
  • 31. Duchesne E. Le Stoglav ou les cent chapitres. Paris, E. Champion Publ., 1920. 292 p. (in French).
  • 32. Evseeva L.; Lisitsina O. L’icona russa Preghiera e misericordia. Rome, Moscow, Andrey Rublev Museum Publ., 2017. 191 p. (in Italian and Russian).
  • 33. Evseeva L. M.; Komaschko N. I. Ikonostas preobrazhenskogo Sobora Spaso-Evfimieva monastiria (The Iconostasis of Preobrazhensky Cathedral of Spas-Evfimiev Monastery). Moscow, Andrei Rublev Museum Publ., 2017. 66 p. (in Russian).
  • 34. Feigenbaum G. Entries. Emiliani A. (ed.). Ludovico Carracci. Bologna, Nuova Alfa Publ., 1993. 365 p. (in Italian).
  • 35. Firpo M. Gli affreschi di Pontormo a San Lorenzo. Eresia, politica e cultura nella Firenze di Cosimo I. Turin, Einaudi Publ., 1997. 446 p. (in Italian).
  • 36. Forestier S. et al. Tresors d’art albanais. Icônes byzantines et post-byzantines du XIIe au XIXe siècle. Paris;
  • Nice, Rèunion des Musées nationaux; Musée National Message Biblique Publ., 1993. 140 p. (in French).
  • 37. Freedberg D. The Power of Images. Studies in the History and Theory of Response. Chicago; London, University of Chicago Press Publ., 1989. 534 p.
  • 38. Gentilcore D. Accomodarsi alla capacità del popolo: strategie, metodi e impatto delle missioni nel Regno di Napoli, 1600–1800. Mélanges de l’École française de Rome — Italie et Méditerranée, 1997, no. 109, pp. 689–722 (in Italian).
  • 39. Gombrich E. Arte e illusione. Studio della psicologia della rappresentazione pittorica. Turin, Einaudi Publ., 1962. 530 p. (in Italian).
  • 40. Gordeeva N. La pittura russa sacra dal XV al XVII secolo della collezione Andrej Rublëv. Ragazzi F. (ed.). Icone russe del Museo Andrej Rublëv di Mosca. Genoa, Sagep Publ., 1989, pp. 19–21 (in Italian).
  • 41. Grabar I. A Catalogue of Russian Icons Received from the American Russian Institute for Exhibition. Worcester, Worcester Art Museum Publ., 1931. 72 p. and 113 pls.
  • 42. Grasman E. On Closer Inspection — The Interrogation of Paolo Veronese. Artibus et Historiae, 2009, pp. 125–134.
  • 43. Gusakova V. O. Slovar russkogo religioznogo iskusstva. Terminologia i ikonografia (Dictionary of Russian Religious Art: Terminology and Iconography). St. Peterburg, Aurora Publ., 2006. 280 p. (in Russian).
  • 44. Hamilton G. H. The Art and Architecture of Russia. Harmondsworth, Penguin Books Publ., 1987. 482 p.
  • 45. Icônes grecques et russes. Paris, Galerie Nikolenko Publ., 1977. 120 p. (in French).
  • 46. Joannides P. Masaccio and Masolino. A Complete Catalogue. London, Phaidon Press Publ., 1993. 488 p.
  • 47. Jones R.; Penny N. Raphael. New Haven; London, Yale University Press Publ., 1983. 256 p.
  • 48. Kirschbaum G.; Braunfels W. Lexikon der Christlichen Ikonographie. Rome; Freiburg; Basel; Vienna, Herder Publ., 1968–1976. 8 vols. (in German).
  • 49. Kitzinger E. I mosaici di Monreale. Palermo, Flaccovio Publ., 1991. 132 p. + 102 pls (in Italian).
  • 50. Kłosinska I. Icônes de Pologne. Paris, Editions du cerf Publ., 1987. 165 p. (in French).
  • 51. Komashko N. Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art, Moscow, Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art Publ., 2017. 36 p.
  • 52. Kominis A. D. Patmos. Treasures of the Monastery. Athens, Ekdotikè Athenon Publ., 1988. 384 p.
  • 53. Lazarev V. N. Moscow School of Icon Painting. Moscow, Iskusstvo Publ., 1971. 236 p.
  • 54. Lazarev V. N. Novgorodian Icon Painting. Moscow, Iskusstvo Publ., 1976. 204 p.
  • 55. Lazarev V. N. L’arte russa delle icone. Milan, Jaca Book Publ., 2008. 403 p. (in Italian).
  • 56. Lazovic M. Icônes d’une collection privée. Genève, Musée d’Art et Histoire Publ., 1974. 118 p. (in French).
  • 57. Lee R. W. Ut pictura poesis — la teoria umanistica della pittura. Florence, Sansoni Publ., 1974. 135 p. (in Italian).
  • 58. Loginova A. S.; Zacharcuk A. Antiche icone dai Musei Sovietici — La pittura in Russia e in Ucraina dal XV al XVIII secolo. Florence, Electa Publ., 1984. 104 p. (in Italian).
  • 59. Manfrin A. Pittura e Trinità, Prima parte — Antichità e Medioevo. Available at: www.parrocchiaporporano.it/pittura_trinità..html (accessed 25 January 2019) (in Italian).
  • 60. Marc Chagall. Il messaggio biblico. Milan, Skira Publ., 1998. 85 p. (in Italian).
  • 61. Mayer F. Marc Chagall. La vita e l’opera. Milano, Il Saggiatore, 1962. 776 p. (in Italian).
  • 62. McCorquodale C. Bronzino. London, Jupiter Books Publ., 1981. 174 p.
  • 63. Menz C. (ed.). Lumières de l’Orient chrétien. Icônes de la collection Abou Adal. Beiruth, Art et Patrimoine Publ., 1997. 319 p. (in French).
  • 64. Molanus (= Vermeulen) J. De picturis et imaginibus sacris liber unus. Leuven, H. Welleum Publ., 1570. 230 p. (in Latin).
  • 65. Monti R. Andrea del Sarto. Milano, Edizioni di Comunità Publ., 1981. 182 p. (in Italian).
  • 66. Mutafov E. et al. Khristiankoe iskusstvo XIII–XIX vekov iz Museev Bolgarii (Christian Art of the 13th– 19th Centuries from Museums of Bulgaria). Moscow, State Tretyakov Gallery Publ., 2018. 144 p. (in Russian).
  • 67. Nechaeva T.; Popov G. et al. Severnye ekspeditsii muzeia imeni Andreia Rublieva 1963–1971 godi (Northern Expeditions of Andrey Rublev Museum 1963–1971). Moscow, Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art Publ., 2018. 128 p. (in Russian).
  • 68. Nepi Scirè G. (ed.). Giambattista Tiepolo 1696–1996. Milan, Sira Publ., 1996. 398 p. (in Italian).
  • 69. Nersesian L.; Suchoverkov D. Andrei Rublev — Sviataia Troitsa — Pokhvala prepodobnomu Sergiu (Andrei Rublev — Holy Trinity — Praise to St. Sergius). Moscow, State Tretyakov Gallery Publ., 2017. 67 p. (in Russian).
  • 70. Ouspensky L.; Lossky V. The Meaning of Icons. New York, St. Vladimir’s Seminary Press Publ., 1989. 222 p.
  • 71. Ostrowski D. The Moscow Councils of 1447 to 1589 and the Conciliar Period in Russian Orthodox Church History. Lupinin N.; Ostrowski D.; Spock J. B. (eds.). The Tapestry of Russian Christianity: Studies in History and Culture. Columbus Ohio, Resource Center for Medieval Slavic Studies, The Ohio State University Publ., 2016, pp. 121–155.
  • 72. Paleotti G. Discorso intorno alle immagini sacre e profane (1582). Barocchi P. (ed.). Trattati d’arte del Cinquecento, vol. 2. Bari, Laterza Publ., 1960–1962, pp. 117–509 (in Italian).
  • 73. Pallucchini R. I Vivarini (Antonio, Bartolomeo, Alvise). Venezia, Neri Pozza Publ., s.d. 156 p. + 282 figs. (in Italian).
  • 74. Pelikan J. Imago Dei — The Byzantine Apologia for Icons. New Haven; London; Washington DC, Yale University Press and the National Gallery of Art Publ., 1990. 193 p.
  • 75. Perini G. Arte in Europa, 1550–1650 — L’età dei conflitti religiosi. Turin, Utet Publ., 2007. 310 p. (in Italian).
  • 76. Perini Folesani G. Le Annunciazioni di Ludovico in prospettiva — Riflessioni in margine al ricercare del Carracci maggiore. Studiolo, 2013, pp. 110–126 (in Italian).
  • 77. Perini Folesani G. Effetti collaterali del Nicodemismo: i Carracci in bilico tra eterodossia ed ortodossia, tra arte e scienza. Frascarelli D. (ed.). L’altro Seicento. Arte a Roma tra eterodossia, libertinismo e scienza. Roma, L’Erma di Bretschneider Publ., 2016, pp. 197–206 (in Italian).
  • 78. Pettazzoni R. The Pagan Origins of the Three-Heads Representation of the Christian Trinity. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1946, no. 9, pp. 135–151.
  • 79. Pirovano C. (ed.). Icone russe collezione Banca Intesa, Catalogo ragionato. Milano, Mondadori Electa Publ., 2003. 3 vols. (in Italian).
  • 80. Popov G. Twerer Ikonen 13. bis 17. Jahrhundert. St. Petersburg, Aurora Publ., 1993. 283 p. (in German).
  • 81. Popov G. V. Andrei Rubliov. Moscow, Severnyi Palomnik Publ., 2007. 215 p. (in Russian and English).
  • 82. Provoyeur P. Marc Chagall, Messaggio biblico. Milan, Jaca Book Publ., 1983. 259 p. (in Italian).
  • 83. Provoyeur P. Musée National, Message Biblique, Marc Chagall (Nice). Paris, Réunion des Musées Nationaux Publ., s. d. 52 p. (in French).
  • 84. Rainoldi F. Forme iconologiche della Trinità e loro implicazioni dottrinali, paper read at the symposium “Arte e fede — Raffigurazioni trinitarie in alta valle e in diocesi di Como”, Bormio, August 4th, 2012. Available at: www.adfontes.it (accessed 25 January 2019) (in Italian).
  • 85. Rousseau D. L’icona splendore del tuo volto. Cinisello Balsamo, Edizioni Paoline Publ., 1990. 252 p. (in Italian).
  • 86. Saenz A. S. J. El icono esplendor de lo sagrado. s.l., Ediciones Gladius Publ., 2004. 422 p. (in Spanish).
  • 87. Samoilova T. E. Skazanie o grade Sviiazhske (The Legend of the Town of Sviyazhsk). Moscow, Tretyakov Gallery Publ., 2018. 255 p. (in Russian).
  • 88. Sarachev T. St Basil’s Cathedral — Cathedral of the Intercession, guide. Moscow, The State Historical Museum Publ., 2017. 33 p.
  • 89. Schade G. (ed.). Kunst der Reformationszeit. Berlin, Elefanten Press Publ., 1983. 448 p. (in German).
  • 90. Schapiro M. Per una semiotica del linguaggio visivo. Rome, Meltemi Publ., 2002. 264 p. (in Italian).
  • 91. Scheller R. Exemplum. Model-Book Drawings and the Practice of Artistic Transmission in the Middle Ages (ca. 900 — ca. 1470). Amsterdam, Amsterdam University Press Publ., 1995. 434 p.
  • 92. Schiller G. Ikonographie der christlichen Kunst, 7 vols. Güterloh, Güterloher Verlagshaus G Mohn Publ., 1965–1980 (in German).
  • 93. Skrobucha H. Icons in Czechoslovakia. London; New York; Sydney; Toronto, Hamlin Publ., 1971. 154 p.
  • 94. Skrobucha H. Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, Aurel Bongersverlag Publ., 1981. 208 p. (in German).
  • 95. Schweinfurth Ph. Russian Icons, New York; Toronto, Iris Books and Oxford University Press Publ., 1953. 60 p.
  • 96. Shvidkovsky D. O. Aristotele Fioravanti in Russia. Frommel S. (ed.). Crocevia e capitale della migrazione artistica: forestieri a Bologna e bolognesi nel mondo (secoli XV–XVI). Bologna, Bononia University Press Publ., 2010, pp. 243–256 (in Italian).
  • 97. Abbé Sionnet. Sainte Bible expliquée et commentée, contenant le texte de la Vulgate, la traduction et la paraphrase du P. de Carriéres et un nouvaeu commentaire littéral, 2 vols. Paris, Bureau de la Bibliothèque Ecclésiastique Publ., 1837 (in French).
  • 98. Spencer J. R. Andrea del Castagno and His Patrons. Durham and London, Due University Press Publ., 1991. 180 p.
  • 99. Stuart J. Ikons. London, Faber & Faber Publ., 1975. 176 p.
  • 100. Talbot Rice D. & T. Icons and Their Dating. A Comprehensive Study of Their Chronology and Provenance. London, Thames & Hudson Publ., 1974. 192 p.
  • 101. Tarasov O. Icon and Devotion — Sacred Spaces in Imperial Russia. London, Reaktion Books Publ., 2002. 435 p.
  • 102. Thuillier J. Sebastien Bourdon 1616–1671, Catalogue critique et chronologique de l’oeuvre complet. Paris, Reunion des Musées Nationaux Publ., 2000. 528 p. (in French)
  • 103. Toesca P. La Cappella Palatina di Palermo — I mosaici. Rome, Edizioni Mediterranee Publ., 1955. 84 p. (in Italian).
  • 104. Voloshinov A. V. The Old Testament Trinity of Andrey Rubliov: Geometry and Philosophy. Leonardo, vol. 32, 1999, pp. 103–112.
  • 105. Weitzmann K. et al. The Icon. London, Bracken Books Publ., 1987. 416 p.
  • 106. Zibawi M. Icone. Senso e storia. Milano, Jaca Book Publ., 2000. 288 p. (in Italian).