Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-7-76
Заголовок «Небесная литургия» в монументальной живописи Македонии XV—XVI веков
Автор email maksimonufrienko@icloud.com
Сведения об авторе Онуфриенко Максим Олегович — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. maksimonufrienko@icloud.com
В рубрике Балканские исследования DOI10.18688/aa200-7-76
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 829844
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.046 Индекс ББК 85.103(3)4
Аннотация

В статье рассматриваются сцены «Небесная литургия», в монументальной живописи Македонии в XV–XVI вв. В это время продолжают использоваться оба иконографических извода этого сюжета, которые сложились в византийском искусстве. Чаше всего они размещаются в куполе и алтарной части. Их включение в систему росписи храма можно объяснить продолжением бытования схем палеологовского периода. Художники в целом следуют единой схеме композиции: ангелы-диаконы и ангелы-священники шествуют со Святыми дарами к престолу, рядом с которым стоят две фигуры Христа Великого архиерея. Однако существует несколько примеров обращения к схемам первой половины XIV в., как то произошло в росписи собора Успения Богоматери монастыря Трескавац (1480-е гг.) и церкви св. Пантелеимона в Нерези (вторая половина XVI в.). Также известны два памятника, на которые повлияли редкие византийские композиции типа росписи барабана церкви Спасителя в Фессалониках (середина XIV в.) и жертвенника церкви св. Фанурия в Вальсамонеро (Крит, XV в.) — это роспись нартекса Никольской церкви монастыря Топлички (1534/1535 гг.) и Никольской церкви в Зрзе (середина XVI в.). В первом случае к ангельскому шествию Великого входа добавляются образы земных диаконов, а также свв. Василия Великого и, предположительно, Иоанна Златоуста. Изображение святых иерархов вместе с земными клириками позволяло выразить идею соборного единства Церкви и передать молитвенное состояние находящихся в храме. Во втором — мотив «Великого входа» включается в сцену «Служба святых отец», что напоминает сцену в алтаре церкви Св. Димитрия Солунского Маркова монастыря. Все это позволяет говорить о своеобразии литургических сцен в поствизантийском искусстве Македонии.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Онуфриенко М. О. «Небесная литургия» в монументальной живописи Македонии XV—XVI веков // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 829–844. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-7-76
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бабић Г. Литургиjске теми на фрескама у Богородичноj цркви у Пећи // Архиепископ Данило II и његово доба. Међународни научни скуп поводом 650 година од смрти, децембар 1989. — Београд, 1991. — С. 378–380.
  • 2. Глигориjевић-Максимовић М. Сликарство XIV века у манастиру Трескавцу // Зборник радова Византолошког института. — Београд: Византолошки институт САНУ, 2005. — 42. — С. 77–171.
  • 3. Гулевски А., Митиревски Н. Вход со Евангелие, проскомидиjа, голем вход и раздробление во иконографиjата на претставата литургиска служба на светите отци во црквата св. Никола во с. Зрзе, Прилепско // Митиревски Н. Студии за живописот од Западна Македониjа XV–XVIII век. — Скопjе, 2009. — С. 235–253.
  • 4. Касапова Е. Архитектурата на црквата Успение на Богородица — Трескавац. — Скопjе, 2009. — 243 с.
  • 5. Марковић М., Стевановић Б. Сликани програм у куполе цркве Светог Ҕорђа у Добриловни // Зограф. Часопис за средњовековну уметност. — Београд, 2018. — 42. — С. 209–229.
  • 6. Минчева К., Ангелов С. Църкви и манастири в югозападна България от ХV–ХVІІ в. Част I. — София, 2007. — 48 с.
  • 7. Митриевски Н. Споменици на фрескоживописот од XVI и XVII век во Демирхисарско. — Прилеп, 2003. — 170 с.
  • 8. Митриевски Н. Фрескоживописот во Пелагониjа. Од средината на XV до карjот на XVIII век. — Скопjе, 2009. — 360 с.
  • 9. Никитина Т. Л. Иконография Великого входа в русской монументальной живописи XVII века // 14 Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995). — Ярославль, 2010. — С. 43–53.
  • 10. Панайтова Д. Църквата Св. Петка при Вуково // Известия на института за изобразителни изкуства. — 1965. — Т. 8. — С. 221–254.
  • 11. Петковић С. Зидно сликарство на подручjу Пећке патриjаршиjе 1557–1614. — Нови Сад, 1965. — 254 с.
  • 12. Саенкова Е. М. О некоторых особенностях иконографии Великого Входа в древнерусском монументальном искусстве // Искусство христианского мира. —Вып. 8. — М., 2004. — С. 144–151.
  • 13. Серафимова А. Кучевишки манастир Свети Архангели. — Скопjе, 2005. — 459 с.
  • 14. Смолчић-Макуљевић С. Манастир Трескавац у 15. веку и програм зидног сликарства наоса церкве Богородичног Успења // Зборник Матице србске за ликовне уметности. — 2009. — 37. — С. 43–79.
  • 15. Стародубцев Т. Представа Небеске литургиjе у куполи // Трећа jугословенска конференциjа византолога. — Крушевац, 2000. — С. 381–415.
  • 16. Стефанов П. Фрескови надписи и графити в Вуково (1598). // Palaeobulgarica / Старобългаристика. — 1989. — No. 1. — С. 67–80.
  • 17. Constantinides E. The Wall Paintings of the Panagia Olympiotissa at Elasson in Northern Thessaly, Vol. I–II. — Athens, 1992. — 401 p. (I), 24 p. (II).
  • 18. Sinkević I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi. Architecture, Programme, Patronage. — Wiesbaden: Riechert Verlag, 2000. — 209 p.
  • 19. Spatharakis I. Representations of the Great Entrance in Crete // Spatharakis I. Studies in Byzantine Manuscript Illumination and Iconography. — London, 1996. — P. 293–335.
  • 20. Ştefanescu J. D. L’illustration des liturgiesdans l’art de Byzance et de l’Orient. — Bruxelles, 1936. — 191 p.
  • 21. Tomić Đurić M. To Picture and To Perform: The Image of the Eucharistic Liturgy at Markov Manastir // Зограф. Часопис за средњовековну уметност. — Београд, 2015. — Бр. 39. — С. 129–150.
  • 22. Underwood P. A. The Karye Djami. Vol. 1: Historical Introduction and Description of the Mosaics and Frescoes. — New York: Pantheon, 1966. — 321 p.
  • 23. Velenis G. L’eglise Panagia Olympiotissa et la chapelle de Pammacaristos // Зограф. Часопис за средњовековну уметност. — Београд, 1998. — 27. — P. 103–112.
  • 24. Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. — Variorum Publications. London, 1982. — 279 p.
  • 25. Κουρκουτίδου-Νικολαΐδου Ε. Ναός του Σωτήρος Χριστού Θεσσαλονίκη. — Αθήνα: Έκδοσεις Καπόν, 2008. — 134 σ.
  • 26. Παπαμαστοράκης Τ. Ο διακόσμος τού τρούλλου τών ναών τής Παλαιολόγειας περίοδου στή Βαλκανική χερσονήσο καί τήν Κύπρο. — Αθήνα, 2001. — 391 σ.
  • 27. Τσάμπουρας Θ. Τα καλλιτεχνικά εργαστήρια από την περιοχή του Γράμμου κατά το 16ο και 17ο αιώνα: ζωγράφοι από το Λινοτόπι, τη Γράμμοστα, τη Ζέρμα και το Μπουρμπουτσικό. T. 1. — Θεσσαλονίκη, 2013. — 432 σ.
  • 28. Τσέλιγκα–Αντουράκη Λ. Ένα εικονογραφικό άπαξ στην αψίδα του Ιερού Βήματος των Αγίων Τεσσαράκοντα στα Χρύσαφα Λακωνίας (1620) // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. — Αθηνα, 2013. — 34. — Σ. 215–226.
  • 29. Τσομπάνης Τ. Η μεγάλη είσοδος στην εικονογραφία. — Θεσσαλονίκη, 1997. — 280 σ.