Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-7-73
Заголовок |
Фрески церкви Святого Георгия в Оморфокклисии (Кастория) 1295–1317 годов и их художественный контекст |
Автор |
Лихенко А. В. |
email |
a.likhenko@gmail.com |
Сведения об авторе |
Лихенко Анастасия Вячеславовна — аспирант. МГУ имени М. В. Ломоносова, Ленинские Горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. a.likhenko@gmail.com |
В рубрике |
Балканские исследования |
DOI | 10.18688/aa200-7-73 |
Год |
2020 |
Номер сборника |
10 |
Страницы |
787–798 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.033.2 |
Индекс ББК |
85.103(3) |
Аннотация |
Фрески церкви Святого Георгия в Оморфокклисии близ Кастории — хорошо известный учёным памятник, который, как правило, лишь бегло описывается в общих работах. В экзонартексе храма сохранилась надпись, согласно которой он был построен и расписан «в царствование императора Андроника Палеолога с супругой Ириной и его сына Михаила с супругой Марией в 6795 (1286–1287) г.» Однако Михаил IX был коронован только в 1294 г., а женился в 1295 г., что даёт основание датировать фрески промежутком между 1295 г. (год свадьбы Михаила и Ксении-Марии) и 1317 г. (год смерти императрицы Ирины). Сравнение фресок в Оморфокклисии с другими памятниками конца XIII в. позволяет обнаружить в манере работавших здесь мастеров как отголоски «магистрального» искусства своего времени (Перивлепта в Охриде, Протат в Карее), так и некоторые черты, свидетельствующие о связи с эпирскими ансамблями (церкви Порта Панагия в Трикале, Святого Димитрия Кацуриса близ Арты) и памятниками славянской Македонии (церкви Святого Николая и Святых Архангелов в Прилепе), в свою очередь также связанными с эпирскими мастерами. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Лихенко А. В. Фрески церкви Святого Георгия в Оморфокклисии (Кастория) 1295–1317 годов и их художественный контекст // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 787–798. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-7-73
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, Македония. — М.: Индрик, 2000. — 592 с.
- 2. Дятлова Е.С. Фрески церкви Архангела Михаила в Прилепе. Особенности иконографии и стиля // Византийский временник. — 2020. — Т. 104 (в печати).
- 3. Захарова А.В. Фрески церкви Св. Николая в селе Манастир и основные направления в живописи Македонии XIII в. // Лазаревские чтения: искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. 4 (XXXV). — М., 2012. — С. 123–136.
- 4. Касторийская митрополия // Православная энциклопедия. — М.: Изд-во Московской патриархии. — 2000. — Т. 31. — С. 602–636.
- 5. Костовска П. Програмата на живописот на црквата Св. Никола во Варош кај Прилеп и нејзината функција како гробна капела // Зборник за средновековната уметност на музеj на Македониjа. — 2001. — No. 3. — С. 70–71.
- 6. Костовска П. Непозната претстава од Архангелскиот циклус во манастириот Св. Архангели во Варош каj Прилеп // Зборник за средњевековна уметност. — 2003. — No 4. — С. 7–22.
- 7. Костовска П. Фигурите на монасите во Св. Архангел Михаил, Варош: прилог кон нивната идентификациjа // Патримониум.МК. — 2011. — No. 9. — С. 79–95.
- 8. Миљковиќ-Пепек П. Делото на Зографите Михаило и Евтихиje. — Скопjе: Републички завод за заштита на спомениците на културата, 1967.
- 9. Миљковиќ-Пепек П. Живописот и прилепските зографи // Прилеп и прилепско низ историjатаю. — Прилеп, 1971. — С. 99–101.
- 10. Яковлева М. И. К вопросу о роли Фессалоники в византийской художественной̆ жизни рубежа XIII–XIV вв. // Македония — Рим — Византия: искусство Северной̆ Греции от античности до средних веков. — М.: КДУ, 2017. — С. 193–222.
- 11. Ćurčić S. Epirote input in Architecture of Byzantine Macedonia and Serbia around 1300 // Αφιέρωμα στον Ακαδημαικό Πανατιώτη Λ. Βοκοτόπουλο. — Αθήνα: Καπόν, 2015. — P. 127–140.
- 12. Dimitrova E. The Painterly Assamblage of Saint Nicholas in Prilep and the Issue of Aesthetical Re-branding // Патримониум.МК. — 2014. — No. 12. — P. 345–358.
- 13. Fundić L. A New Hermeneutical Proposal and Redating of the Wall Painting from the Church of Hagios Ioannis the Theologian in Veria // Δελτίον της Χριστιανικής αρχαιολογικής εταιρείας. — 2015. — Τ. 36. — P. 65–78.
- 14. Kalopissi-Verti S. Tendenze Stilistiche della Pittura monumentale in Grecia durante il XIII secolo // XXXI Corso di Cultura sull’Arte Ravennate e Byzantina. — Ravenna, 1984. — P. 221–253.
- 15. Kalopissi-Verti S. Aspects of byzantine art after the recapture of Constantinople (1261 – c.1300): Reflection of imperial policy, reactions, confrontations with the Latins // Orient et Occident Méditerranéens au XIIIe siécle. Les programmes picturaux. — Paris: Édition A. et J. Picard, 2012. — P. 41–65.
- 16. Nicol D. Two Churches of Western Macedonia // Byzantinische Zeitschrift. — 1956. — Bd 49. — P. 96–105.
- 17. Sisyu J. The Painting of Saint George in Omorfokklisia, Kastoria and the Scene of the Koimisis of the Virgin Mary // Ниш и Византиjа. — 2004. — No. 3. — P. 279–292.
- 18. Stikas E. Une église des Paléologues aux environs de Castoria // Byzantinische Zeitschrift. — 51. — 1958. — P. 100–112.
- 19. Γιαννούλης Δ. Οι τοιχογραφίες των βυζαντινών μνημείων της Άρτας κατά την περίοδο του Δεσποτάτου της Ηπείρου. — Ιωάννινα: Εταιρία Ηπειρωτικών Μελετών, 2010. — 608 σ.
- 20. Fundić L. Η μνημειακή τέχνη του Δεσποτάτου της Ηπείρου την περίοδο της Δυναστείας των Κομνηνών Αγγέλων (1204–1318) (Διδακτορική διατριβή). — Θεσσαλονίκη, 2013.
- 21. Κισσας Σ. Ομορφοκκλησία. Οι τοιχογραφίες του ναού του Αγίου Γεωργίου κοντά στην Καστοριά. — Beograd, Srpske akademije nauka i umetnost, 2008. — 56 p.
- 22. Παϊσίδου M. Η ανθρωπόμορφη Αγ. Τριάδα στον Άγιο Γεώργιο της Ομορφοκκλησιάς // Ελληνική εταιρεια σλαβικών μελετών. — 2001. — Σ. 371–392.
- 23. Τσιγαρίδας Ε.Ν. Φορητές εικόνες στη Μακεδονία και το Άγιον Όρος κατά το 13ο αιώνα // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρίας. — 2011. — Τ. 21. — Σ. 123–156.
|