Аннотация |
Статья посвящена двум мозаичным композициям с изображением ктиторов из базилики Святого Димитрия в Фессалониках. Образы исторических деятелей отличаются редкими для VII в. портретными качествами, которые играют определяющую роль для идентификации анонимных изображений, а также выступают главным средством различения святых и персонажей, лишённых статуса святости. Чтобы установить место фессалоникийских мозаик в угасающей портретной традиции, в работе рассматриваются основные направления и пути трансформации, которые проходит жанр портрета в различных видах позднеантичного и ранневизантийского искусства. Одной из ключевых тенденций в этом процессе становится стилизация облика конкретного человека, которая проявляет себя двояко: с одной стороны, как способ выражения надындивидуального, с другой, как средство акцентировать индивидуальное. Проявление последнего качества в мозаиках базилики Св. Димитрия, на наш взгляд, стало следствием обращения к портретной традиции более раннего времени, что сделало возможным сравнение образов VII в. со скульптурным портретом конца IV — первой половины V в. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Трофимова А. А. Существовал ли портрет в античном мире? К проблеме жанра // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Ред. С. В. Мальцева, Е. Ю. Станюкович-Денисова, А. В. Захарова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 39–50. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-4 (дата обращения 01.05.2020).
- 2. Успенский Ф. И. О вновь открытых мозаиках в церкви Св. Димитрия в Солуни // Известия Русского Археологического Института в Константинополе. — 1909. — Т. 14. — С. 1–61.
- 3. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century. Catalogue of the Exhibition at the Metropolitan Museum of Art, November 1977 through February 12, 1978 / Ed. K. Weitzmann. — New York: The Metropolitan Museum of Art and Princeton University Press, 1979. — 735 p.
- 4. Andreescu-Treadgold I., Treadgold W. Procopius and the Imperial Panels of S. Vitale // The Art Bulletin. — 1997. — Vol. 79. — № 4. — P. 708–723.
- 5. Aurea Roma: dalla città pagana alla città cristiana. Catalogo della mostra: Palazzo delle Esposizioni, Roma, 22 dicembre 2000 al 20 aprile 2001 / A cura di S. Ensoli, E. La Rocca. — Roma: L’Erma di Bretschneider, 2000. — 732 p.
- 6. Bakirtzis C., Kourkoutidou-Nikolaidou E., Mavropoulou-Tsioumi C. Mosaics of Thessaloniki: 4th to 11th Century. — Athens: Kapon, 2012. — 360 p.
- 7. Bauer F. A. Eine Stadt und ihr Patron: Thessaloniki und der Heilige Demetrios. — Regensburg: Schnell & Steiner, 2013. — 488 S.
- 8. Bildkatalog der Skulpturen des Vatikanischen Museums: Museo Chiaramonti. Vol. 1 / Hrsg. B. Andreae. — Berlin: Walter de Gruyter, 1995. — 1106 S.
- 9. Bordi G. Basilica di San Lorenzo fuori le mura. Il mosaico dell’arco absidale (576–590). Un’introduzione // Mosaici medievali a Roma attraverso il restauro dell’ICR 1991–2004 / A cura di M. Andaloro, C. D’Angelo. — Roma: Gangemi, 2017. — P. 103–105.
- 10. Brubaker L. Elites and Patronage in Early Byzantium: The Evidence from Hagios Demetrios at Thessalonike // The Byzantine and Early Islamic Near East. Vol. VI: Elites Old and New in the Byzantine and Early Islamic Near East / Eds. J. Haldon, L. I. Conrad. — Princeton: Darwin Press, 2004. — P. 63–90.
- 11. Calza R. Museo Ostiense. — Roma: La Libreria Dello Stato, 1947. — 57 p. (Itinerari dei musei e monumenti d’Italia. Vol. 79).
- 12. Cameron A. City Personifications and Consular Diptychs // Journal of Roman Studies. —2015. — Vol. 105. — P. 250–287.
- 13. Cormack R. S. The Mosaic Decoration of St. Demetrios, Thessaloniki. A Re-examination in the Light of the Drawings of W. S. George // Annual of the British School at Athens. — 1969. — Vol. 64. — P. 17–52.
- 14. Deichmann F. W. Ravenna. Geschichte und Monumente. — Wiesbaden: Steiner, 1969. — 344 S.
- 15. Delfini Filippi G. Per la storia del restauro musivo nel secolo XIX: l’esempio di Sant’Agnese fuori le Mura // Storia dell’Arte. — 1989. — № 65. — P. 86–94.
- 16. Effenberger A. Frühchristliche Kunst und Kultur. Von den Anfängen bis zum 7. Jahrhundert. — München: Beck, 1986. —383 S.
- 17. Foletti I. Physiognomic representations as a rhetorical instrument: “portraits” in San Vittore in Ciel d’Oro, the Galla Placidia “mausoleum” and San Paolo Fuori le Mura // The Face of the Dead and the Early Christian World / Ed. I. Foletti. — Roma: Viella, 2013. — P. 61–83.
- 18. Fourlas B. Κτίστας θεωρεῖς. Wer ist der zivile Würdenträger auf dem Stiftermosaik in der Demetrios-Kirche in Thessaloniki? // Βυζαντινά Σύμμεικτα. — 2010. — No. 20. — Σ. 195–244.
- 19. Gianandrea M. Il “doppio papa” nelle decorazioni absidali del Medioevo romano // Mélanges en hommage à Xavier Barral i Altet. — Paris: Picard, 2012. — P. 663–669.
- 20. Grabar A. Notes sur les mosaïques de Saint-Démétrios à Salonique // Byzantion. — 1978. — Vol. 48. — P. 64–77.
- 21. Haussig H. W. Seidenstoffe als Mittel, die Vorlagen der Pfeilermosaiken mit Darstellungen des Heiligen Demetrios in Hagios Demetrios in Thessalonike zu bestimmen // Actes du Xe Congrès International d’archéologie chrétienne, Thessalonique, 28 Septembre — 4 Octobre 1980 (Studi di antichita cristiana. Vol. 37). — Città del Vaticano: Pontificio istituto di archeologia cristiana, 1984. — P. 197–209.
- 22. Hoddinott R. F. Early Byzantine Churches in Macedonia and Southern Serbia. A Study of the Origins and the Initial Development of East Christian Art. — London: Macmillan, 1963. — 263 p.
- 23. Inan J., Rosenbaum E. Roman and Early Byzantine Portrait: Sculpture from Asia Minor. — London: Oxford University Press, 1966. — 244 p.
- 24. Inan J., Alföldi-Rosenbaum E. Römische und Frühbyzantinische Porträtplastik aus der Türkei: neue Funde. — Mainz am Rhein: von Zabern, 1979. — 368 S.
- 25. Kitzinger E. Byzantine Art in the Period between Justinian and Iconoclasm // Berichte zum XI. Internationalen Byzantinisten-Kongress, München, 1958. — Bd 4. — München: Beck, 1958. — S. 1–50.
- 26. Lemerle P. Les plus anciens recueils des miracles de Saint Démétrius. — Vol. I: Texte. — Paris: Centre National de la Recherche Scientifique, 1979. — 268 p.
- 27. Lemerle P. Les plus anciens recueils des miracles de Saint Démétrius. — Vol. II: Commentaire. — Paris: Centre National de la Recherche Scientifique, 1981. — 262 p.
- 28. Letters of St. Paulinus of Nola. Vol. 2: Letters 23–51 / Ed., transl. P. G. Walsh. — New York: Newmann Press, 1967. — 666 p.
- 29. Mauskopf Deliyannis D. Ravenna in Late Antiquity. — Cambridge: Cambridge University Press, 2010. — 444 p.
- 30. Olovsdotter C. Representing consulship: on the conception and meanings of the consular diptychs // Opuscula. Annual of the Swedish Institutes at Athens and Rome. — 2011. — Vol. 4. — P. 99–124.
- 31. Palazzo Rondinini con un catalogo dei marmi antichi / A cura di L. Salerno, E. Paribene. — Rome: Banca Nazionale dell’Agricultura, 1964. — 339 p.
- 32. Rhoby A. Byzantinische Epigramme in inschriftlicher Überlieferung. — Bd 1: Byzantinische Epigramme auf Fresken und Mosaiken. — Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften, 2009. — 503 p.
- 33. Skedros J. C. St. Demetrios of Thessaloniki: Civic Patron and Divine Protector, 4th–7th Centuries CE (Harvard Theological Studies. Vol. 47). — Harrisburg: Trinity Press International, 1999. — 169 p.
- 34. Smith R. R. R. Late Antique Portraits in a Public Context: Honorific Statuary at Aphrodisias in Caria, A.D. 300–600 // The Journal of Roman Studies. — 1999. — Vol. 89. — P. 155–189.
- 35. Smith R. R. R. The statue monument of Oecumenius. A New Portrait of a Late Antique Governor from Aphrodisias // The Journal of Roman Studies. — 2002. — Vol. 92. — P. 134–156.
- 36. The Last Statues of Antiquity / Ed. R. R. R. Smith; B. Ward-Perkins. — Oxford: Oxford University Press, 2016. — 410 p.
- 37. Visconti P. E. Catalogo del Museo Torlonia di sculture antiche. — Roma: Tipografia Tiberina, 1880. — 224 p.
- 38. Xyngopoulos A. The Mosaics of the Church of Saint Demetrius in Thessaloniki. — Thessaloniki: Institute for Balkan Studies, 1969. — 31 p.
- 39. Αγίου Δημητρίου Θαύματα. Οι συλλογές αρχιεπισκόπου Ιωάννου και Ανωνύμου. Ο βίος, τα θαύματα και η Θεσσαλονίκη του Αγίου Δημητρίου / Επιμ. Χ. Μπακιρτζής. — Θεσσαλονίκη: Άγρα, 1997. — 577 σ.
- 40. Βελένης Γ. Ταυτίσεις προσώπων σε ψηφιδωτά του Αγίου Δημητρίου Θεσσαλονίκης // XXe Congrès International des Études Byzantines, Collège de France — Sorbonne, 19–25 août 2001. Pré-Actes. — Vol. III. — Paris, 2001. — P. 308.
- 41. Βελένης Γ. Σχόλια σε δύο ψηφιδωτές επιγραφές του Αγίου Δημητρίου Θεσσαλονίκης // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρίας. — 2003. — № 24. — Σ. 37–44.
- 42. Γκουτζιουκώστας Α. „Τοῦ βάρβαρον κλύδωνα βαρβάρων στόλῳ μετατρέποντος…” Μία πρόταση ερμηνείας της ψηφιδωτής επιγραφής των κτιστών από τον ναό του Αγίου Δημητρίου // Βυζαντινά Σύμμεικτα. — 2014. — № 24 (1). — Σ. 11–28.
- 43. Μέντζος Α. Τα ψηφιδωτά της ανοικοδόμησης του ναού του Αγίου Δημητρίου στον 7ο αιώνα μ.Χ. — Θεσσαλονίκη: Κέντρο Βυζαντινών Ερευνών, 2010 (Βυζαντινά Κείμενα και Μελέτες. № 54). — 125 σ.
- 44. Μπακιρτζής Χ. „...Βάρβαρον κλύδωνα βαρβάρων στόλων...“ // Βυζαντινά. — 1985. — № 13 (2). — Σ. 1053–1058.
- 45. Μπακιρτζή Χ. Η βασιλική του Αγίου Δημητρίου. — Θεσσαλονίκη: Ίδρυμα Μελετών Χερσονήσου του Αίμου, 1986. — 91 σ.
- 46. Παπαζώτος Θ. Το ψηφιδωτό των κτητόρων του Αγίου Δημητρίου Θεσσαλονίκης // Αφιέρωμα στη μνήμη Στυλιανού Πελεκανίδη (Μακεδονικά, παράρτημα 5). — Θεσσαλονίκη, 1983. — Σ. 365–376.
- 47. Ρωμιοπούλου Κ. Ελληνορωμαϊκά γλυπτά του Εθνικού Αρχαιολογικού Μουσείου. — Αθήνα: Ταμείο Αρχαιολογικών Πόρων και Απαλλοτριώσεων, 1997. (Δημοσιεύματα του Αρχαιολογικού δελτίου. № 61). — 140 σ.
- 48. Σωτηρίου Γ., Σωτηρίου Μ. Ἡ βασιλικὴ τοῦ Ἁγίου Δημητρίου Θεσσαλονίκης. — Ἀθῆναι: Ἡ ἔν Ἀθήναις Ἀρχαιολογικὴ Ἑταιρεία, 1952. — 278 σ.
|