Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-58
Заголовок Антропология боли в перформативных практиках Джины Пан: от сакральной традиции к провокации
Автор email berest_va@rudn.university
Сведения об авторе Берест Валерия Адлеровна — старший преподаватель. Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Российская Федерация, 117198.
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa200-4-58
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 206214
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.01, 7.011.22 Индекс ББК 85.1
Аннотация

Французская художница Джина Пан (1939–1990) является одной из первых пред-ставительниц так называемого «телесного искусства». Основной темой её перформансов становятся боль и телесные травмы. Концепт боли находит отражение в искусстве на протяжении столетий: от изображений страданий на средневековых фресках до радикального перформанса XX в., испытывающего границы человеческого тела. Феномен боли имеет сложный и комплексный характер,хотя в исследованиях она чаще всего рассматривается именно в контексте медицинской практики. По мнению немецкого философа Дитмара Кампера, боль и страдания становятся новым опытом, позволяющим восстановить функции воображения и расширить возможности восприятия и отображения реальности. Для Джины Пан боль — средство социально-политического высказывания, обязательный элемент самопожертвования во имя Другого. Её художественная практика интенциональна, а субъектом выступает обобщённый образ Другого. Она выстраивает особую образную систему, в которой мотив святого, переживающего особое состояние очищения через призму телесных страданий во имя Другого, становится основополагающим. Перформанс — единственный возможный медиум, переносящий боль одновременно и в область видимого, и в область чувственного. Тело художника становится референтом переживания боли. Перформанс интегрирует боль в реальность,способствуя принятию травм и страданий.

Значительная часть работ Джины Пан основывается на библейских сюжетах, житиях святых и сказаниях о мучениках. Мотив Креста, страдающее тело мученика, жертвенность образуют серию ссылок и знаков, характеризующих её художественный язык. В своих творческих практиках Джина Пан балансирует между возможностями перформанса и воплощения феноменологического тела художника, с одной стороны, и возможностями визуальной репрезентации ключевых аспектов перформативного акта, с другой, где материальное воплощение — фотографические снимки с чётко выверенной позицией видения, становятся самостоятельным элементом воздействия и манипуляции.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Берест В. А. Антропология боли в перформативных практиках Джины Пан: от сакральной традиции к провокации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 206–214. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-58
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Девять работ / Пер. С. А. Ромашко. — М.: Рипол-Классик, 2019. — С. 133–199.
  • 2. Гротовский Е. К Бедному театру / Сост. Э. Барба, предисл. П. Брука. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2009.— 298 с.
  • 3. Гумбрехт Х.-У. Производство присутствия: чего не может передать значение / Пер. с англ. С. Зенкина. — М.: НЛО, 2006.— 184 с.
  • 4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. Д. Кралечкина. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.— 736 с.
  • 5. Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой. — М.: Ad Marginem, 2000.— 512 с.
  • 6. Кампер Д. Тело. Насилие. Боль: cб. ст. / Пер. с фр., сост., общ. ред., вступ. ст. В. В. Савчука. — СПб.: РХГА, 2010.— 174 с.
  • 7. Сартр Ж.-П. К театру ситуаций // Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост., пер. с фр., коммент. С. Исаева. — М.: Союзтеатр, 1992. — C. 92–94.
  • 8. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Пер. с нем. Н. Кандинской; под общ. ред. Д. В. Трубочкина. — М.: Канон-плюс, 2015.— 376 c.
  • 9. Hountou Julia. Le corps au mur. La méthode photographique de Gina Pane Études photographiques. URL: http://etudesphotographiques.revues.org/229/ (дата обращения: 05.09.2018).
  • 10. Irigaray L. La Mécanique des Fluides // Ce sexe qui n’en est pas un. — Paris: Éditions de Minuit, 1985. — P. 103–116.
  • 11. Pane G. Lettre a un(e) inconnu(e). Paris, 2012.— 178 p.
  • 12. Price T. J., Basbaum A. I., Bresnahan J. et al. Transition to Chronic Pain: Opportunities for Novel Therapeutics // Nature Reviews Neuroscience.— 2018. — Νο. 19. — P. 383–384.