Заголовок | Антропология боли в перформативных практиках Джины Пан: от сакральной традиции к провокации | ||||||||
Автор | Берест В. А. | berest_va@rudn.university | |||||||
Сведения об авторе | Берест Валерия Адлеровна — старший преподаватель. Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Российская Федерация, 117198. | ||||||||
В рубрике | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa200-4-58 | ||||||
Год | 2020 | Номер сборника | 10 | Страницы | 206–214 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.01, 7.011.22 | Индекс ББК | 85.1 | ||||
Аннотация |
Французская художница Джина Пан (1939–1990) является одной из первых пред-ставительниц так называемого «телесного искусства». Основной темой её перформансов становятся боль и телесные травмы. Концепт боли находит отражение в искусстве на протяжении столетий: от изображений страданий на средневековых фресках до радикального перформанса XX в., испытывающего границы человеческого тела. Феномен боли имеет сложный и комплексный характер,хотя в исследованиях она чаще всего рассматривается именно в контексте медицинской практики. По мнению немецкого философа Дитмара Кампера, боль и страдания становятся новым опытом, позволяющим восстановить функции воображения и расширить возможности восприятия и отображения реальности. Для Джины Пан боль — средство социально-политического высказывания, обязательный элемент самопожертвования во имя Другого. Её художественная практика интенциональна, а субъектом выступает обобщённый образ Другого. Она выстраивает особую образную систему, в которой мотив святого, переживающего особое состояние очищения через призму телесных страданий во имя Другого, становится основополагающим. Перформанс — единственный возможный медиум, переносящий боль одновременно и в область видимого, и в область чувственного. Тело художника становится референтом переживания боли. Перформанс интегрирует боль в реальность,способствуя принятию травм и страданий. Значительная часть работ Джины Пан основывается на библейских сюжетах, житиях святых и сказаниях о мучениках. Мотив Креста, страдающее тело мученика, жертвенность образуют серию ссылок и знаков, характеризующих её художественный язык. В своих творческих практиках Джина Пан балансирует между возможностями перформанса и воплощения феноменологического тела художника, с одной стороны, и возможностями визуальной репрезентации ключевых аспектов перформативного акта, с другой, где материальное воплощение — фотографические снимки с чётко выверенной позицией видения, становятся самостоятельным элементом воздействия и манипуляции. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Берест В. А. Антропология боли в перформативных практиках Джины Пан: от сакральной традиции к провокации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 206–214. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-58 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|