Уже стало традицией выбирать в качестве эмблемы нашей конференции произведение современного искусства, в наибольшей степени отражающее её основную тему. Выбор художника и той его картины, которая станет эмблемой, не носит конкурсного характера и определяется совместным решением членов организационного комитета. В 2014 году было решено приурочить к дням проведения очередной конференции, в качестве отдельного проекта, виртуальную галерею-выставку. В этой галерее выставлены, прежде всего, другие произведения художников, чьи работы стали эмблемами четырех предыдущих конференций, по желанию сопровождаемые собственными литературными комментариям авторов или же небольшими искусствоведческими эссе. Также мы приглашаем пополнить виртуальную выставку своими произведениями всех художников, которым близка наша идея и цели проводимой нами конференции. Заявки на участие в данном виртуальном проекте и работы в виде jpg/tiff файлов ждем по адресу info@actual-art.org с пометкой «виртуальная галерея». Отдельно отметим, что данный проект не носит коммерческого характера, он предполагает самую широкую аудиторию и рассчитан, прежде всего, на знакомство наших участников с миром современного искусства и его творцами.

О. Лягачев-Хельги "Солнце", холст, акрил, 130х97, 2010Эмблемой конференции 2010 года стала картина О.Лягачева-Хельги "Солнце", холст, акрил, 130х97, 2010. Частное собрание, Париж, Франция. Она была написана в год первой конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства» и, по замыслу художника, была размышлением на тему природы творчества.

На открытии конференции О.Лягачев, в частности, сказал «На обложке, как эмблема этой конференции, представлена моя картина «Солнце», написанная в 2010 году. Эта тема меня всегда привлекала. Я представляю здесь солнце, как источник энергии, первопричину генезиса, а стало быть, - жизни и человеческого самосознания. От хаоса к мысли, к осознанию всего; к стройным системам, к творчеству. В искусстве поиск абсолюта тоже имеет место, но выражается специфически через эмоцию. Эмоция в живописи, как и в письменности, рождается при соприкосновении stylos (греч. палочка, которой пишут на восковых дощечках) с support (в нашем случае с холстом). То, что при этом возникает (акт conception – акт зачатия)- изображение, знак, притом окрашенный, - и есть специфический вклад живописи в искусство.

В современном искусстве и stylos и support имеют разнообразные лики, но сущность живописи остается: это искусство для глаза и через зрение – для нашего человеческого сознания, которое практически мало эволюционировало со времен первобытных изображений в пещере Ласко.
Теперь разве что мы с большей смелостью касаемся палочкой поверхности и возникающие при этом знаки более персональны: они содержат в себе эмоцию присутствия самого художника. Художник отчетливее отпечатывается в самой структуре произведения» 

Олег-Хельги (Олег Александрович) Лягачев 

Художник, теоретик искусства, писатель (под псевдонимом Helgi-Лужин). Родился в Ленинграде в 1939 г. Окончил факультет теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина в 1966 г. Член группы «Петербург» (совместно с М. Шемякиным, Евг. Есауленко и Вл. Ивановым, Ан.Васильевым и др.) (1967-1979). С ноября 1975 г. живёт в Париже.

Периоды творчества:
«Семиотический», 1968-1985 гг.
Экспрессионистический, 1985-1989 гг.
Период «Абстрактного классицизма», 1995-2004 гг.
Новый синтез, с 2004 г. по настоящее время.

О.Лягачев принадлежит к поколению шестидесятников, столь разнообразно и ярко проявившему себя в отечественной культуре. Безудержное стремление к познанию бытия как научными, так и духовными средствами, дискуссия «физиков и лириков» наложила свой отпечаток на становление художника. Студент физфака Университета (тогда ЛГУ) он глубоко интересуется эмоциональностью в искусстве, что приводит к увлечению различными проявлениями экспрессионизма в живописи. Творческие эксперименты (в том числе с фактурой, для моделирования которой темпера смешивалась с песком) сочетаются с профессиональным подходом искусствоведа, сформировавшимся во время обучения в Академии художеств. Другой мощнейший импульс давали коллекции Эрмитажа. Сотрудники музея имеют редкую возможность близко и подолгу общаться с подлинниками, и это привлекало молодых художников в ряды технического персонала Эрмитажа. Такелажниками в 1960-е годы работали и такие известные впоследствии мастера как Михаил Шемякин, Владимир Овчинников, Владимир Уфлянд и Валерий Кравченко. В 1964 г они и О.Лягачев приняли участие в скандально быстро закрытой «Выставке художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа», ставшей одной из первых в череде запрещенных и разогнанных властями выставок неофициальных художников.

Бунтарский дух проявлялся как в смелой живописной манере, так и эпатажном обращении к эстетике декаданса Серебряного века, которое в дальнейшем привело к созданию группы «Петербург» (имелся в виду Старый Петербург противопоставляемый реальности советского Ленинграда). Непременный участник костюмированных квартирных перформансов Шемякина, Лягачев не менее не попадает в число апологетов последнего, постепенно формируя собственный метод, названный им семиотическим. Общность творческих убеждений, тем не менее, нашла свое выражение в «Манифесте группы «Петербург» (1967), подписанном М. Шемякиным, О. Лягачевым, Евг. Есауленко и Вл. Ивановым.

Ранние семиотические работы были показаны на ставшей явлением ленинградского андеграунда выставках в ДК Газа и ДК «Невском»,1975, а затем после переезда художника во Францию на Бьеннале в Венеции и Турине, 1977 и 1978 гг. Другие семиотические работы экспонировались на персональных выставках в Париже, Лионе, а также выставках русского нон-конформистского искусства во Дворце Конгрессов (Париж), Лондоне, Нью-Йорке, Вене, Токио и др. Работа во Франции привела не только к смене материалов (художник начинает использовать акрил и гелиевую пасту), но и к последовательному развитию семиотического метода, при котором продуманный живописный строй сочетался с разработанной системой знаков-кодов, образующих сложные связи внутри структуры произведения. Живя в Париже, Лягачев включается в художественную жизнь Франции и участвует во многих арт-проектах уже как парижский художник. В 1980-е годы художник работает в технике коллажа, обращается к неоэкспрессионизму, его колористическая гамма приобретает более высветленный рафинированный характер.

Начиная с 1990-х гг. О.Лягачев активно работает и выставляется как в Париже, так и в Петербурге. Его персональные выставки проходят во многих галереях города («Борей», Арт-центре «Пушкинская,10» и др.). Этому периоду в творчестве мастера свойственна интерпретация классического наследия старых мастеров. Лягачев в своих картинах представляет художественный метод научного исследования произведений живописи, определяемый художником как «абстрактный классицизм». Зрителю демонстрируются увеличенные фрагменты прославленных полотен, картины, как бы увиденные в ультрафиолетовых или рентгеновских лучах. Художник оставляет значительные площади белого грунтованного холста, локальными мазками обозначая форму предмета. Прием, восходящий к пуантилизму, трансформируется в современное пиксельное видение.

Будучи художником и профессиональным искусствоведом в одном лице, Лягачев постоянно подвергает анализу и собственное творчество. Изменения в своей живописной манере в XXI веке он называет «новым синтезом». Действительно он вновь обращается к семиотическим исканиям, в его произведениях происходит сближение и соединение графических и живописных приемов. Картины приобретают характер сложных формул, в которых входят живописная составляющая, пространственная геометрия объемов, криптограммы и тексты.

Е.Ю.Станюкович-Денисова,
Кафедра истории русского искусства, СПбГУ