Актуальные проблемы теории и истории искусства
Название статьи Храмовый образ из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря: новооткрытое произведение новгородской иконописи первой половины XVI в.
Авторы Бузыкина Ю.Н.
В рубрике Восточнохристианское искусство
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 173-185
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.033.2.94(47).043.246.3 Индекс ББК 85.14
Аннотация Храмовая икона Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря — одно из самых своеобразных произведений древнерусской живописи XVI в., созданных выдающимися иконописцами для образованных духовных лиц. Статья является первой развернутой публикацией произведения. По монастырским описям удалось проследить передвижения иконы в храмах обители и установить ее датировку с точностью до десятка лет: между 1538 и 1549 гг. Особенностью соловецкого «Преображения» являются дополнительные сюжеты, представленные на иконе: евангельская притча о мехах и чудесное исцеление бесноватого юноши. Сопоставление иконы с произведениями древнерусского, византийского и поствизантийского искусства позволяет утверждать, что программа иконы уникальна. Сцена «Исцеление бесноватого юноши» известна в византийском и поствизантийском искусстве, но единственным выявленным произведением, где этот сюжет совмещен с «Преображением», оказался алтарный образ, написанный Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи в 1516–1520 гг. Вопрос о случайности этого совпадения остается открытым. Наконец, среди произведений новгородской живописи были выявлены стилистические аналогии «Преображения», в том числе среди других произведений, написанных новгородцами для Соловков. Кроме того, стилистический анализ подтвердил датировку, известную по письменным источникам. Уникальная иконографическая программа произведения, содержащая аскетическую тематику, и новгородская художественная традиция, к которой принадлежал исполнивший ее мастер, позволяют предположить, что ее заказчиком был тогдашний игумен Соловецкого монастыря, будущий московский митрополит Филипп Колычев.
Ключевые слова Древнерусское искусство, искусство Средних веков, искусство XVI в., иконопись, русская икона, Филипп Колычев, Соловки, русские монастыри, иконография, исцеление бесноватого, притча о мехах, Преображение, иконостас
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Борисова Т.С. Вновь раскрытая икона «Обитель Зосимы и Савватия Соловецких с житием Савватия и Зосимы» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. – С. 310–324.
  • Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного: каталог выставки / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; авт. вступ. ст. и сост. Т.Е. Самойлова. – М.: Азбука, 2007. – 248 с.
  • Евсеева Л.М., Комашко Н.И., Красилин М.М., игумен Лука (Головков), Осташенко Е.Я., Попова О.С., Смирнова Э.С., Языкова И.К., Яковлева А.И. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI–XX вв. – М.: АРТ-БМБ, 2002. – 288 с.
  • Игнашина Е.В., Комарова Ю.Б. Русская икона XI–XIX веков в собрании Новгородского музея: путеводитель по экспозиции. – М.: Северный паломник, 2004. – 164 с.
  • Иконы Владимира и Суздаля / Гос. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и худ. музей-заповедник; под ред. Л.В. Нерсесяна. – М.: Северный паломник, 2006. – 576 с.
  • Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника. Новые поступления и открытия реставрации: альбом-каталог / Сергиево-Посадский гос. историко-художественный музей-заповедник; автор текста и сост. Л.М. Воронцова. – Сергиев Посад: СПМЗ, 1996. – 140 с.
  • Иконы Успенского собора Московского Кремля XI – начала XV века: каталог / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; под ред. Т.В. Толстой. – М.: Северный паломник, 2007. – 255 с.
  • Иконы Ярославля XIII – середины XVII века: шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля – М.: Северный паломник, 2009. ‒ Т. 1. – 578 с.
  • Комашко Н.И., Преображенский А.С., Смирнова Э.С. Русские иконы в собрании Михаила де Буара (Елизаветина). – М.: ЗАО ПриПресс Интернэшнл, 2009. – 368 с.
  • Квливидзе Н.В. Происхождение Древ Креста Господня. Константинопольские реликвии в русской иконографии // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира: тезисы докладов и материалы международного симпозиума / ред.-сост. А.М. Лидов. – М.: Радоница, 2000. – С. 85–87.
  • Маясова Н.А. Памятник с Соловецких островов: икона «Богоматерь Боголюбская с житиями
    Зосимы и Савватия» 1545 года. – Л.: Аврора, 1970. – 40 с.
  • Мельник А.Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV–XVII веках. – Ярославль: Тип. Ярославского государственного технического университета, 2000. – 200 с.
  • Описи Соловецкого монастыря XVI века: комментированное издание / под ред. М.И. Мильчика. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – 357 с.
  • «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея: каталог выставки / сост. Н.В. Пивоварова; под ред. Й. Киблицкого. – СПб.: Palace Editions, 1995. – 349 с.
  • Путеводитель по композициям стенописи Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря / сост. Е.Н. Шелкова. – М.: Северный паломник, 2005. – 152 с.
  • Сарабьянов В.Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования: сб. науч. статей / под ред. Л.А. Щенниковой. – М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. – С. 164–217.
  • Святая Русь: каталог выставки / ГТГ; ГРМ; под ред. Е.Н. Петровой, И.Д. Соловьевой. – СПб.: Palace Editions, 2011. – 496 с.
  • Смирнова Э.С. Новооткрытая новгородская икона второй четверти XV века в частном собрании и вопрос о ветхозаветных мотивах в иконографии Преображения // Искусство христианского мира: сб. статей / под ред. А.А. Вороновой. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. ‒ Вып. 10. – С. 290–348.
  • Сорокатый В.М. Иконостас новгородской церкви Петра и Павла в Кожевниках // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. ‒ Вып. 2. – С. 286–309.
  • Сорокатый В.М. Храмовое строительство и иконостасы Великого Новгорода в середине –второй половине XVI века // Древнерусское искусство. Русское искусство Позднего Средневековья: XVI век. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – С. 237–268.
  • Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: сб. статей / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; под. ред. Л.А. Щенниковой. – М.: Белый берег, 2003. – 196 с.
  • Шалина И.А. Иконостас придела Рождества Богородицы Софийского собора. – М.: ИП СИВ, 2011. – 76 с.
  • Шалина И.А. Иконы Новгородского Антониева монастыря второй четверти – середины XVI века в собрании Русского музея // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. – Новгород: ООО «Первый ИПХ», 2011. ‒ Вып. 4. – С. 194–220.
  • Шалина И.А. Придел Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде. – М.: Северный паломник, 2001. – 30 с.
  • Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианскoй иконографии. – М.: Индрик, 2005. – 536 с.
  • Щенникова Л.А. Вопросы изучения Соловецких икон XV–XVI вв. // Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. – М.: Наука, 1989. – С. 261–275.
  • Jungić J. Joachimist Prophecies in Sebastiano del Piombo’s Borgherini Chapel and Raphael’s Transfi guration // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. – 1988. ‒ Vol. 51. – Р. 66–83.
  • King C. Th e Liturgical and Commemorative Allusions in Raphael’s Transfi guration and Failure to Heal // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. –1982. ‒ Vol. 45. – Р. 148–159.
  • Novgorod. Art Treasures and Architectural Monuments 11th–18th Centuries. Architecture, Frescoes, Archeological Artifacts, Minor Arts, Icons, Illustrated Manuscripts. – Leningrad: Aurora, 1984. – 305 p.
  • Βαρβαδάκη-Aσπρά Μ., Εμμανουήλ Μ. Η μονή της Παντάνασσας στον Μύστρα. Οι τοιχογραφίες του 15ου αιώνα. – Αθήνα: Εμπορική Τράπεζα της Ελλάδος, 2005. – 352 σ.
  • Μπορμπουδάκης Μ. Εικόνες της Κρητηκής τέχνης. Από τον