Аннотация |
Храмовая икона Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря — одно из самых своеобразных произведений древнерусской живописи XVI в., созданных выдающимися иконописцами для образованных духовных лиц. Статья является первой развернутой публикацией произведения. По монастырским описям удалось проследить передвижения иконы в храмах обители и установить ее датировку с точностью до десятка лет: между 1538 и 1549 гг. Особенностью соловецкого «Преображения» являются дополнительные сюжеты, представленные на иконе: евангельская притча о мехах и чудесное исцеление бесноватого юноши. Сопоставление иконы с произведениями древнерусского, византийского и поствизантийского искусства позволяет утверждать, что программа иконы уникальна. Сцена «Исцеление бесноватого юноши» известна в византийском и поствизантийском искусстве, но единственным выявленным произведением, где этот сюжет совмещен с «Преображением», оказался алтарный образ, написанный Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи в 1516–1520 гг. Вопрос о случайности этого совпадения остается открытым. Наконец, среди произведений новгородской живописи были выявлены стилистические аналогии «Преображения», в том числе среди других произведений, написанных новгородцами для Соловков. Кроме того, стилистический анализ подтвердил датировку, известную по письменным источникам. Уникальная иконографическая программа произведения, содержащая аскетическую тематику, и новгородская художественная традиция, к которой принадлежал исполнивший ее мастер, позволяют предположить, что ее заказчиком был тогдашний игумен Соловецкого монастыря, будущий московский митрополит Филипп Колычев. |
Ключевые слова |
Древнерусское искусство, искусство Средних веков, искусство XVI в., иконопись, русская икона, Филипп Колычев, Соловки, русские монастыри, иконография, исцеление бесноватого, притча о мехах, Преображение, иконостас |
Список цитируемой литературы |
-
Борисова Т.С. Вновь раскрытая икона «Обитель Зосимы и Савватия Соловецких с житием Савватия и Зосимы» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. – С. 310–324.
-
Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного: каталог выставки / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; авт. вступ. ст. и сост. Т.Е. Самойлова. – М.: Азбука, 2007. – 248 с.
-
Евсеева Л.М., Комашко Н.И., Красилин М.М., игумен Лука (Головков), Осташенко Е.Я., Попова О.С., Смирнова Э.С., Языкова И.К., Яковлева А.И. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI–XX вв. – М.: АРТ-БМБ, 2002. – 288 с.
-
Игнашина Е.В., Комарова Ю.Б. Русская икона XI–XIX веков в собрании Новгородского музея: путеводитель по экспозиции. – М.: Северный паломник, 2004. – 164 с.
-
Иконы Владимира и Суздаля / Гос. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и худ. музей-заповедник; под ред. Л.В. Нерсесяна. – М.: Северный паломник, 2006. – 576 с.
-
Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника. Новые поступления и открытия реставрации: альбом-каталог / Сергиево-Посадский гос. историко-художественный музей-заповедник; автор текста и сост. Л.М. Воронцова. – Сергиев Посад: СПМЗ, 1996. – 140 с.
-
Иконы Успенского собора Московского Кремля XI – начала XV века: каталог / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; под ред. Т.В. Толстой. – М.: Северный паломник, 2007. – 255 с.
-
Иконы Ярославля XIII – середины XVII века: шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля – М.: Северный паломник, 2009. ‒ Т. 1. – 578 с.
-
Комашко Н.И., Преображенский А.С., Смирнова Э.С. Русские иконы в собрании Михаила де Буара (Елизаветина). – М.: ЗАО ПриПресс Интернэшнл, 2009. – 368 с.
-
Квливидзе Н.В. Происхождение Древ Креста Господня. Константинопольские реликвии в русской иконографии // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира: тезисы докладов и материалы международного симпозиума / ред.-сост. А.М. Лидов. – М.: Радоница, 2000. – С. 85–87.
-
Маясова Н.А. Памятник с Соловецких островов: икона «Богоматерь Боголюбская с житиями
Зосимы и Савватия» 1545 года. – Л.: Аврора, 1970. – 40 с.
-
Мельник А.Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV–XVII веках. – Ярославль: Тип. Ярославского государственного технического университета, 2000. – 200 с.
-
Описи Соловецкого монастыря XVI века: комментированное издание / под ред. М.И. Мильчика. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – 357 с.
-
«Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея: каталог выставки / сост. Н.В. Пивоварова; под ред. Й. Киблицкого. – СПб.: Palace Editions, 1995. – 349 с.
-
Путеводитель по композициям стенописи Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря / сост. Е.Н. Шелкова. – М.: Северный паломник, 2005. – 152 с.
-
Сарабьянов В.Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования: сб. науч. статей / под ред. Л.А. Щенниковой. – М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. – С. 164–217.
-
Святая Русь: каталог выставки / ГТГ; ГРМ; под ред. Е.Н. Петровой, И.Д. Соловьевой. – СПб.: Palace Editions, 2011. – 496 с.
-
Смирнова Э.С. Новооткрытая новгородская икона второй четверти XV века в частном собрании и вопрос о ветхозаветных мотивах в иконографии Преображения // Искусство христианского мира: сб. статей / под ред. А.А. Вороновой. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. ‒ Вып. 10. – С. 290–348.
-
Сорокатый В.М. Иконостас новгородской церкви Петра и Павла в Кожевниках // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. ‒ Вып. 2. – С. 286–309.
-
Сорокатый В.М. Храмовое строительство и иконостасы Великого Новгорода в середине –второй половине XVI века // Древнерусское искусство. Русское искусство Позднего Средневековья: XVI век. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – С. 237–268.
-
Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: сб. статей / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; под. ред. Л.А. Щенниковой. – М.: Белый берег, 2003. – 196 с.
-
Шалина И.А. Иконостас придела Рождества Богородицы Софийского собора. – М.: ИП СИВ, 2011. – 76 с.
-
Шалина И.А. Иконы Новгородского Антониева монастыря второй четверти – середины XVI века в собрании Русского музея // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. – Новгород: ООО «Первый ИПХ», 2011. ‒ Вып. 4. – С. 194–220.
-
Шалина И.А. Придел Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде. – М.: Северный паломник, 2001. – 30 с.
-
Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианскoй иконографии. – М.: Индрик, 2005. – 536 с.
-
Щенникова Л.А. Вопросы изучения Соловецких икон XV–XVI вв. // Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. – М.: Наука, 1989. – С. 261–275.
-
Jungić J. Joachimist Prophecies in Sebastiano del Piombo’s Borgherini Chapel and Raphael’s Transfi guration // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. – 1988. ‒ Vol. 51. – Р. 66–83.
-
King C. Th e Liturgical and Commemorative Allusions in Raphael’s Transfi guration and Failure to Heal // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. –1982. ‒ Vol. 45. – Р. 148–159.
-
Novgorod. Art Treasures and Architectural Monuments 11th–18th Centuries. Architecture, Frescoes, Archeological Artifacts, Minor Arts, Icons, Illustrated Manuscripts. – Leningrad: Aurora, 1984. – 305 p.
-
Βαρβαδάκη-Aσπρά Μ., Εμμανουήλ Μ. Η μονή της Παντάνασσας στον Μύστρα. Οι τοιχογραφίες του 15ου αιώνα. – Αθήνα: Εμπορική Τράπεζα της Ελλάδος, 2005. – 352 σ.
-
Μπορμπουδάκης Μ. Εικόνες της Κρητηκής τέχνης. Από τον
|