banner2022 ru
Название статьи Выставки американского искусства в Белграде в годы холодной войны: проблема взаимоотношений искусства и политики
Авторы Митич Л. 
В рубрике Западное искусство XV-XX вв.
Год 2013 Номер сборника 3 Страницы 492-498
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036(7) Индекс ББК 85.03
Аннотация В 1950 – 1960-х гг., отмеченных атмосферой холодной войны, Югославия формировала свою политическую, социальную и культурную идентичность. В условиях меняющейся политической стратегии после ухудшения отношений с СССР (1947) и поворота к Западу, то есть к Европе и, в особенности, США в 1950-х гг. общественная жизнь и культура сложного югославского пространства проходила стадию либерализации. Белград как столица Югославии и центр важнейших культурных событий стал ареной многих международных выставок. Цель данной статьи — проанализировать две важнейшие выставки американского искусства (1956, 1961) и рассмотреть вопрос влияния американского
искусства на художественную сцену Белграда.
Ключевые слова американский модернизм, абстрактный экспрессионизм, художественная сцена Белграда, холодная война, выставки американского искусства, либерализация культуры, пропаганда, восприятие искусства
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Ambrozić K. Izložba američke umetnosti // Književne novine, br. 154. ‒ 22. Septembar 1961.
  • Arnason H. Savremena američka umetnost: katalog izložbe. ‒ Beograd, 1961.
  • Cockcroft E. Abstract Expressionism: Weapon of the Cold War // Artforum. ‒ June 1974.
  • Cocroft E. Abstract Expressionism, Weapon of the Cold War // Art in Modern Culture: An anthology of critical texts / eds. F. Frascina, J. Harris. ‒ Phaidon Press, 1992.
  • Denegri J. Jedna moguća istorija umetnosti: Beograd kao internacionalna umetnička scena, 1965‒1998. ‒ Beograd, 1998.
  • Denegri J. Pedesete: teme srpske umetnosti (1950‒1960). ‒ Novi Sad, 1993.
  • Dimitrijević B. Utopijski konzumerizam: nastanak i protivrečnosti potrošačke kulture u socijalističkoj Jugoslaviji (1950‒1970): doktorska disertacija. ‒ Beograd: Univerzitet u Beogradu, 2011.
  • Đorđević D. Izložba savremene američke umetnosti // Borba. ‒ 1. oktobar 1961.
  • Gatalović M. Darovana sloboda. Partija i kultura u Srbiji: 1952‒1958. ‒ Beograd, 2010.
  • Guilbaut S. How New York Stole the Idea of Modern Art. ‒ Chicago: University of Chicago Press, 1983.
  • Kozlof M. Izbor tekstova. ‒ Beograd, 1986.
  • Kozloff M. American Painting During the Cold War // Artforum. ‒ May 1973.
  • Lorejn L. Održavanje Tita na površini. Sjedinjene države, Jugoslavija i hladni rat. ‒ Beograd, 2003.
  • Marković P. Beograd između istoka i zapada, 1948‒1965. ‒ Beograd, 1996.
  • Merenik L. Ideološki modeli: srpsko slikarstvo 1945‒1968. ‒ Beograd, 2001.
  • Pavlović Z. Savremeno američko slikarstvo // Danas. ‒ 27. Septembar 1961.
  • Petković R. Jedan vek odnosa Jugoslavije i SAD. ‒ Beogard, 1992.
  • Savremena umetnost u SAD: katalog izložbe. ‒ Beograd, 1956.
  • Shapiro D., Shapiro C. Abstract Expressionism: the Politics of Apolitical Painting // Prospects 3 / ed. J. Salzman. ‒ 1977.
  • Stonor S.F. Th e Cultural Cold War. Th e CIA and the World of Art and Letters. ‒ New York, 2000.
  • Trifunović L. Američko slikarstvo. NIN, 24. Septembar 1961 // Trifunović L. Studije, ogledi, kritike. ‒ Beograd, 1990.
  • Vučetić R. Koka kola socijalizam. ‒ Beograd, 2012.