Актуальные проблемы теории и истории искусства
Название статьи Фотография модернизма и постмодернизма. Теория и способы представления
Авторы Матич Е.
В рубрике Западное искусство XV-XX вв.
Год 2013 Номер сборника 3 Страницы 510-514
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.038.53:77 Индекс ББК 85.03
Аннотация В эпоху модернизма фотография стала неотъемлемым средством моды, рекламы, журналистики. Число фотографов, фотогрупп и движений увеличивалось. Фотография, особенно благодаря тогда новым и необычным техникам (соларизация, монтаж, фотограмма и др.), обрела популярность среди художников авангарда. Несмотря не все это, в практике и теории модернизма фотография не получила такого же статуса, как другие виды искусства. Ситуация изменилась в последние три десятилетия ХХ в. с появлением структурализма и постструктурализма, семиотики, феминизма, постмодерна и концептуального искусства, когда технические средства завоевали популярность в художественной практике. В статье предпринимается попытка акцентировать важнейшие теории фотографии модернизма и постмодернизма.
Ключевые слова фотография, теория, структурализм, модернизм, постмодернизм, постструктурализм, концептуальное искусство, К. Гринберг, Р. Барт, В. Берджин
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Barthes R. Camera Lucida: Refl ections on Photography. ‒ London: Hill and Wang, 1982. ‒ P. 16‒17.
  • Barthes R. Th e Dead of the Author. ‒ URL: http://evans-experientialism.freewebspace.com/barthes06.htm (reference date 13.10.2012).
  • Barthes R. Th e Rhetoric of the Image. ‒ URL: http://www.scribd.com/doc/19039423/Roland-BarthesRhetoric-ofthe-Image (reference date 28.05.2013).
  • Bazin A. Th e Ontology of Photographic Image. ‒ URL: http://www9.georgetown.edu/faculty/irvinem/theory/bazin-ontology-photographic-image.pdf (reference date 04.06.2013).
  • Benjamin W. A Small History of Photography. ‒ URL: http://www.scribd.com/doc/53696384/1931-a-Small-History-of-Photography-Walter-Benjamin (reference date 04.06.2013).
  • Burgin V. Re-reading Camera Lucida // Th e End of Art Th eory: Criticism and Postmodernity. ‒ , London: Palgrave  Macmillan, 1986. ‒ P. 70‒92.
  • Campany D. Art and Photography. ‒ London; New York: Phaidon Press, 2005.
  • Eco U. Critique of the Image // Burgin V. Th inking Photography. ‒ London: Macmillan Education, 1982. ‒ P. 32‒38.
  • Godfrey T. Conceptual Art: Art and Ideas. ‒ London; New York: Phaidon Press, 2004. ‒ P. 202.
  • Greenberg C. Avant-Garde and Kitsch // Art in Th eory 1900‒2000: An Anthology of Changing Ideas / eds. Ch. Harrison, P. Wood. ‒ Oxford: Blacwell, 2002. ‒ P. 539‒549.
  • Greenberg C. Four Photographers // New York Rewiew of Books. ‒ 23 January 1964 (cit. in: Photography / ed. L. Wells. ‒ Belgrade: Clio, 2007. ‒ P. 357.
  • Greenberg C. Modernist Painting // Art in Th eory 1900‒2000: An Anthology of Changing Ideas / eds. C. Harrison, P. Wood. ‒ Oxford: Blacwell, 2002. ‒ P. 773‒779.
  • Kosuth J. Art aft er Philosophy // Art in Th eory 1900‒2000: An Anthology of Changing Ideas / eds. C. Harrison, P. Wood. ‒ Oxford: Blacwell, 2002. ‒ P. 852‒861.
  • LeWitt S. Paragraphs on Conceptual Art Art in Th eory 1900‒2000: An Anthology of Changing Ideas / eds. C. Harrison, P. Wood. ‒ Oxford: Blacwell, 2002. ‒ P. 846‒849.
  • Manovich L. Th e Paradoxes of Digital Photography. ‒ URL: manovich.net/TEXT/digital_photo.html (reference date 04.06.2013).
  • Pultz J. Austerity and Clarity: New Photography in the United States, 1920‒1940 // Th e New History of Photography / ed. M. Frizot. ‒ Cologne: Könemann, 1998. ‒ P. 447‒495.
  • Sontag S. On Photography. ‒ London: Picador, 2001. ‒ 208 p.
  • Stuart A. Photographic Institutions and Practices // Th e New History of Photography / ed. M. Frizot. ‒ Cologne: Könemann, 1998. ‒ P. 694‒708.
  • Szarkowski J. Th e Photographer’s Eyes. Introduction to the Catalogue of the Exhibition. ‒ URL: http://www. jnevins. com/szarkowskireading.htm (reference date 15.06.2013).
  • Warner M.M. Photography: A Cultural History. ‒ London: Laurence King Publishing, 2002. ‒ 528 p.