Актуальные проблемы теории и истории искусства


Статья посвящена дионисийскому циклу в творчестве художницы русского зарубежья М.В. Веревкиной (1860-1938), стоявшей у истоков экспрессионизма. К образу Диониса художница обратилась как к одному из универсальных символов культуры, её первоначал, восходящих к творческой природе человека. С образом Диониса, символического участника созидательного процесса в культуре, связано обсуждение более широких проблем — философии творчества и судьбы европейской культуры. Когда в 2010 г. в поле зрения исследователей попали рисунок «Оргиастический танец» и живописный «Небесный Дионис» М.В. Веревкиной, подтвердилась версия автора статьи о связи знаменитой темперы «Танцовщик Александр Сахаров» (1909) художницы с поэзией и литературно-философскими работами дионисийского цикла Вяч. Иванова. Новые работы позволяли также увидеть их внутренние связи с темперой «Танцовщик с розой» и акварелью «Орфей», объединенных трансформациями одного персонажа, из швейцарских альбомов художницы. Существование собственного «дионисийского» цикла Веревкиной не вызывало сомнений. Цикл в целом и отдельные его произведения-фрагменты вдохновлены и в какой-то мере являются интерпретацией поэтических книг христианского мистика Вяч. Иванова: «Прозрачность» (1904, четвертый раздел книги, дифирамба «Орфей растерзанный») и «Cor Ardens» (1906–1911). Дионисийский цикл художницы был призван раскрыть природу и дополнительные смыслы разнообразных образов солнца в её работах, посвященных историко-культурным трансформациям образа «служителя-художника» (выражение М.В. Веревкиной). Для участницы общего процесса преобразования жизни путем эстетического воздействия на души, мистические образы солнца и их двойники-творцы символизировали восхождение человечества на новую ступень самосознания и Путь Любви. Их цель и внутренний смысл раскрывался ею как мистерия «той, особого рода любви, как предощущали ее и раньше Платон, Гете, Данте, — священной любви». (А. Белый).

The paper is devoted to the Dyonysian cycle in the work of the Russian artist worked abroad — M.V. Veryovkina (Marianne von Werefkin)(1860-1938) — who was one of the founders of expressionism. The artist addressed the image of Dyonisis as one of the universal symbols of culture, its elements rooted in the creative nature of human beings. The figure of Dyonisis, the symbolic participant of the creative process in culture is connected with the discussion of broader issues — philosophy of creativity and the fate of European culture. When in 2010 art scholars came across the drawing "Orgiastic dance" and the painting "Celestial Dyonisis" by M.V. Veryovkina, the idea of the author of the present paper about the connection of the famous tempera "Dancer Alexandr Sakharov" (1909) with poetry and literary and philosophical works of the Dyonisian cycle by Vyach. Ivanov was confirmed. The new works also allowed to see their inner connections with the tempera "Dancer with a Rose" and the water-color "Orpheus" united by the transformation of one character from the Swiss album of the artist. The existence of the Dyonisian cycle of the artist was doubtless. The cycle as a whole and its separate fragments are inspired by and, to a certain extent, are an interpretation of poetic works by a Christian mystic Vyach. Ivanov: "Transparency" (1904, the fourth part of the book, dythyramb "Orpheus murdered") and "Cor Ardens" (1906-1911). Dyonisian cycle of the artist was to disclose the nature and additional meanings of different images of sun in her works dedicated to historic and cultural transformation of the figure of " priest- artist" (expression of M.V. Veryovkina). For the participant of the general process of transforming life by aesthetic influence on the soul mystic images of sun and their doubles-creators symbolized the ascendance of humankind to a new stage of self-realization and the Path of Love. Their aim and inner meaning was disclosed by her as a mystery of "that, special kind of love, as it had been precipitated before by Platon, Goethe, Dante — sacred love" (A.Bely).