Актуальные проблемы теории и истории искусства


В тексте лекции к выставке «Золотого сечения» 1912 года в Париже, а затем в статье
«Художники-кубисты» 1913, Г. Аполлинер определяет творчество ряда мастеров: Р. Делоне, Ф. Леже, Ф. Пикабия, М. Дюшана и (только в лекции) Ф. Купки, как «орфизм».
Термин «орфизм» в начале XX века «носился в воздухе». Орфей был одним из самых популярных персонажей греческой мифологии в литературе этого периода. Музыкант, очаровывавший своей игрой на лире диких животных, представлялся олицетворением творческой силы, тема сошествия Орфея в Аид воспринималась как пророчество искупления Христом грехов человеческих, а невозможность воссоединения Орфея с Эвридикой – как мотив одиночества художника.
В статье 1913 года Аполлинера определяет «орфический» как «чистый», не связанный с задачами подражания. В его определении отсутствует какой-либо намек на существование в искусстве причисленных к «орфизму» мастеров музыкально-живописной аналогии, хотя в мифологии Орфей, прежде всего, — музыкант.
Целью доклада является выявление специфики интерпретации Аполлинером мифа об Орфее и определение значения музыкально-живописной аналогии для возникновения термина «орфизм». Проблема существования музыкально-живописных аналогий предполагает анализ с точки зрения взаимосвязи с музыкой живописи мастеров «орфизма», прежде всего, Ф. Купки, изъявившего, после первого устного формулирования идей писателем, нежелание примкнуть к определенному Аполлинером живописному направлению.

In the lecture for the exhibition «Section d’Or» in 1912 in Paris, and later in his contribution «Painters-cubists» (1913), G. Apollinaire calls works of R. Delaunay, F. Leger, F. Picabia, M. Duchamp and (in the lecture only) F. Kupka as «Orphism».
The term «Orphism» was a tip of many artists’ tongue in the beginning of 20th century. Orpheus was one of the most popular heroes of Greek mythology in that time. He charmed wild animals playing the lyra, therefore he personified creativity. The theme of the descent of Orpheus into underworld apprehended as a prophesy of descend of Christ into hell, the impossible union of Orpheus and Eurydice — as motive of artist’s solitude. In the contribution of 1913 Apollinaire defined «orphic» as «pure», non-representational. There are no links to any musical-painting analogies in his definition, however first of all Orpheus is a musician in mythology.
The goal of the report is a revelation of the specifics of Apollinair's interpretation of this myth and a discovery of the importance of musical-painting analogy for the term «Orphism». The problem of musical-painting analogy in Orphism requires an analysis of painter's, mainly Kupka's (he didn't want to side with Orphism after the first Apollinair's definition), works with relation to music.