Актуальные проблемы теории и истории искусства


В XXI веке в визуальной культуре остро встала проблема формирования новой проектной идеологии, обусловленная технической революцией и глобальными форматами коммуникации.
Локальная культура индивидуальная в своем развитии и формах проявления, отражается в системах идентификаторов. По мнению У.Эко все явления культуры, являются феноменами коммуникации. Понять особенности каждой культуры можно только в сопоставлении, выявляя общие черты и различия. Однако, не всегда визуальный язык, выражающий эти особенности, понятен и близок представителям другого региона. По мнению С.О. Хан-Магомедова, есть модели внутри художественной культуры, преодолевающие «этнические и региональные стены» и без сопротивления воспринимаемые разными людьми. Древнегреческий ордер, созданный более двух с половиной тысяч лет назад, сначала в европейской культуре, а затем и более широко, стал восприниматься как модель профессионального языка в архитектуре.
В начале ХХ века в недрах художественного авангарда, в результате сложных формообразующих и стилеобразующих процессов появился второй после греческого ордера «интернациональный стиль».
Провозгласил данное направление «революционер от искусства» Казимир Малевич. Малевич заявил о новом языке искусства. Он вывел форму за пределы реального мира,
поставив ее в первооснову формирования новой реальности. В супрематизме с первых работ 1915 года проявилась проектная идея, нацеленность на новую модель стилистического развития визуальной системы. Художник освободил форму от семантического наполнения, сведя творческий процесс к модульному конструированию новой реальности, как в плоскостном, так и в объемном моделировании. Были созданы основы нового языка интернационального искусства. Форма сама стала знаком, «мировым языком», частью будущей общечеловеческой коммуникации.
Искусственно сконструированный язык супрематизма, по мнению теоретика дизайна В.Ф. Сидоренко, идеально ложился на стилистику машинного производства, «моделируя машиноподобного человека и окружающее его пространство». Завершающая фаза эволюции модернизма выявила новый язык индустриальной формы, новую красоту и эстетику. Супрематический ордер расширился повсеместно и стал предметом воспроизводства, изучения, анализа. На основе простой формы проектировались объекты дизайна и архитектуры.
Технологические возможности ХХI века радикально расширились, появились новые материалы, способные наполнить «чистую форму» новыми эффектами, фактурами, образами. Канон простой формы супрематизма стал меняться, приобретая новые коммуникативные возможности. Современная проектная идея отталкивается от концепции, которая опирается на возможности компьютерных технологий, материалы, современные достижения инженерии. Глобальные проблемы человечества, такие как экология, сохранение мирового океана, космос также легли в основу творческих поисков. Новый интернациональный стиль получает семантику не регионального, а глобального масштаба. Очищенная Малевичем форма в наши дни усложняется и наполняется новыми смыслами.
Рассмотрение с этой позиции явлений художественного наследия начала XX века расширяет культурное пространство сегодняшнего проектного мышления, углубляет профессиональное самосознание художников, служит стимулом к формированию представлений о перспективах развития проектной культуры. Такая точка зрения является доказательством того, что «история перестает быть вспомогательной, академической дисциплиной, она все более становится основанием, составной частью проектной идеологии и критики, творческой практики и методологических ориентаций в концептуальном пространстве…» (О.И. Генисаретский).


In visual arts a demand for a new projection approach and methodology determined by the technological advances and the global nature of communication became imperative nowadays.
A local culture develops and manifests itself in its own distinctive ways and forms, having its own distinctive system of visual symbols. All cultural phenomena are communication phenomena at the same time, according to Umberto Eco, thus a culture can be perceived and understood only in comparison with another culture when their common and distinctive features are revealed. Nevertheless, the “vocabulary” of a culture may be not immediately understood by the people coming from another local culture. According to S. O. Khan Magomedov, there are certain artistic cultural elements and models that easily overcome ethnic and national barriers and are readily accepted by other people. Classical Grecian orders, dating back over 25 centuries, have become a reference point in architecture, first in Europe and then beyond. Another “international order” emerged as a result of a new approach to form- and style-generation within the avant-garde artistic movement of the early 20th century. The Suprematism founder Kazimir Malevich revolutionized the contemporary art introducing a new form of artistic expression freed from the constraints of objectivity, the form becoming the basis for a new reality. As early as 1915, a new approach to style generation in the domain of visual arts and the new projection methodology was proclaimed in Suprematist works. Devoid of meaning, the Suprematist form served to create a new reality on the basis of modular approach both in the two-dimensional and three-dimensional arts and design. Thus, thanks to Malevich, the foundations for a new international art language were laid, making the form a universal symbol to be used by the mankind.
The semiotic system created by Suprematists, with its robot-like people and their environment, was in perfect alignment with the stylistics of industrial age and mass-production. The late faze of Modernist evolution introduced the new vocabulary of industrial form and the new aesthetic ideas. The “Suprematist order” spread, widely reproduced, closely studied and analyzed. The Suprematist basic forms were used to create various objects in the field of architecture and design.

The 21st century technology introducing new materials, there are innumerous new possibilities for the “pure form” to be combined with new texture, imagery and various new effects. The canonic Suprematist pure form has changed, offering new communicative possibilities. Nowadays projection methodology is based on achievements in the field of IT, advanced technology and materials science. Creative endeavors are inspired by global issues facing the mankind, such as space exploration or anthropogenic effects on environment. The semantics of the new international artistic style is developing from local into global, the pure form discovered by Malevich becoming more complex and acquiring a new meaning.
Seen in this light, the legacy of the early 20th century art greatly contributes to the vision of design nowadays, broadens artists' horizons and shows its prospects. Thus, according to O. Genisaretsky, the history of art, from a purely academic subject, is becoming the basis for projection ide0ology, for criticism and artistic practice, as well as methodology to navigate in the concept space. (O.I. Genisaretsky).