Актуальные проблемы теории и истории искусства


Владимир Фаворский обратился к углубленному обоснованию принципов греческого рельефа под влиянием теоретических споров 1920-х гг. о взаимодействии конструкции и композиции. В дискуссии, начатой в январе 1921 г. В.Кандинским в ИНХУКе, и продолженной позже во ВХУТЕМАСе участвовали художники и теоретики того времени: А.Родченко, Л.Попова, Н.Пунин, А.Тарабукин и другие. Сама дискуссия формально завершилась победой производственников и конструктивистов, которые выступали против устаревших, как им казалось, станковых форм искусства и хотели воплотить утопические идеи преобразования предметной среды за счет усиления роли конструктивного начала.
Если производственник Б.Арватов выдвинул лозунг «вещизм – конструктивизм – производственное искусство», то Фаворский настаивает, что вещное начало должно соединяться с образным и в противовес выдвигает понятие «образ – вещь». Основные идеи оформились им в виде курса лекций, который он читал во ВХУТЕМАСе осенью 1921 г. Тер- мин «композиция» был обозначен предельно широко — прежде всего анализировались законы построения пространства на плоскости. Из 17 лекций две были посвящены древней Греции. Фаворский выделяет как основной аспект то, что: объемное изображение как бы «зажато между двумя стеклами» (термин А. Гильдебранда) – передним и задним: переднее не дает изображению «вывалиться» на нас, в наше пространство стать иллюзорным. А благодаря «заднему стеклу» оно не уходит в «дурную бесконечность», или как иронично скажет позже Фаворский «далее, далее и так далее».
Таким образом, для Фаворского, в свете упомянутой дискуссии, греческая изобразительная поверхность – пример синтеза, идеального равновесия между конструкцией (организацией формы как формы движения) и композицией (оптической организацией пространства с помощью плоскости).
Давая как историк искусства заочный ответ производственникам, Фаворский, исходя из законов видения, разворачивал свои идеи в исторической перспективе, анализируя различные периоды истории искусства: Древний Египет, греков, Византию, Джотто вплоть до Сезанна. Именно понимание изображения на плоскости как сжатого рельефа ведет, по Фаворскому, к зрительной цельности в борьбе с иллюзией. Так Греция оказывалась живой помощницей в период нового внимания к анализу формы в 20-е годы XX века.

This discussion was started by V.Kandinsky at INKhUK (Institute of Artistic Culture) in 1921. It continued later at VKhUTEMAS (Higher Art and Technical Studios), involving A.Rodchenko, L.Popova, N.Punin, A.Tarabukin and others. The Productionists and Constructivists, whose ideas dominated the VKhUTEMAS, rejected traditional easel painting as obsolete, striving instead to transform and enhance utilitarian objects by means of a constructivist approach. Characteristic of this standpoint is the slogan “Thingism(object-oriented way of thinking) — Constructivism – Productionism” created by Boris Arvatov.
Favorsky, on the other hand, insisted on the unification of tangible object and artistic image, for which he coined the term “Object-Image” (образ-вещь). This principle of unification was established in a course of lectures held by Favorsky in VKhUTEMAS in 1921. In these lectures, he defined composition very broadly as organization of space in a two-dimensional plane. Two of the 17 lectures were dedicated to Ancient Greece. To explain the main principle of a Greek relief, Favorsky used the analogy employed by A. Hildebrandt – “a three-dimensional image constrained by two panes of glass standing parallel, and between them a figure whose position is such that its outermost points touch them”. Of these two imaginary panes, the front one prevents the image from entering the space of the beholder and becoming illusionistic, whereas the back pane ensures that the image does not extend backwards into “unpleasant infinity” – “on, and on, and on”, as Favorsky put it.
For Favorsky, the conception of a pictorial surface in a Greek relief represented a perfectly balanced synthesis between construction, which is based on a kinesthetic perception of form, and composition, which is based on a static vision and deals with organization of space in a pictorial surface. In his indirect polemics with the Productionists, Favorsky also analyzed other periods in the history of art, from Ancient Egypt and Greece through Byzantium and Giotto to Cézanne. According to Favorsky, exactly this conception of a pictorial surface as a condensed relief ensures visual unity and precludes a merely illusionistic approach.
Thus, Greece became a live model for studying forms the 1920's when an interest to form once again increased.