banner2022 ru


Ни для кого не секрет, что Петербург самый «античный» город России. Триумвират древних богов здесь вновь обрел свой Олимп. Нашлось место не только олимпийцам, но и нимфам, сатирам и другим божествам античного Пантеона, а также их атрибутам.
Работа посвящена той декоративной скульптуре архитектурных сооружений, тематика которой так или иначе связана с образом бога Гермеса (Меркурия), так как именно его образ оказался наиболее востребованным в этом виде искусства на протяжении трех веков истории города. Здесь предпринята попытка нарушить стереотип представления о Гермесе (Меркурии) только как о боге торговли. Большинство предшествующих исследователей, посвятивших свои работы изучению декоративной пластики Петербурга, именно так позиционируют этого бога. Попробуем доказать, что в декоративном убранстве Санкт-Петербурга отражены, помимо торговой, и другие функции античного божества. Действительно, статуарная и рельефная пластика, изображающая Меркурия или его атрибуты, украшали здания учебных сооружений (Первого Кадетского корпуса, Академии художеств), банков (Российского для внешней торговли, Вавельберга, Азовско-Донского), административно-производственные учреждений (Адмиралтейства), дворцов (Меншиковского, Михайловского), доходных домов (барона Фитингофа, купцов Утина, Штрауса, Барышникова), особняков (Елисеева, Громова), фабрик и заводов (Сан-Галли, Российской бумагопрядильной мануфактуры), хозяйственных построек (Скотобойни), выставок (Всероссийской Мануфактурной), библиотек (Публичная библиотека), гостиниц (Европейской, Ушакова), магазинов (Елисеева, Гвардейского экономического общества), вокзалов (Витебского) и т.д.
Декоративная скульптура архитектурных сооружений, связанная с образом Меркурия и его атрибутам, украшала здания барокко и классицизма, эклектики, модерна, неоклассицизма. Ее создавали известные скульпторы Петербурга в содружестве со знаменитыми архитекторами. Она отражала торговую, образовательную, охранительную и другие функции бога Меркурия.


It is no secret that Saint Petersburg is the most "ancient" city of Russia. The triumvirate of ancient gods regained here its Olympus. There was enough place not only for the Olympians, but also for nymphs, Satyrs and other deities of ancient Pantheon, as well as for their attributes.
The work is devoted to the decorative sculpture of architectural structures, the subject of which is connected with the image of Hermes (Mercury) because his image was the most popular in this kind of art during the three centuries of the history of the city. The paper offers an attempt to break the stereotypic ideas about Hermes (Mercury) only as a God of trade. The majority of previous researchers who dedicated their works to the study of decorative sculpture of Petersburg positioned this God only in this aspect. Let me try to prove that decoration of St. Petersburg reflects, in addition to trading, other features of the ancient deity.
Indeed, statues and reliefs depicting Mercury or his attributes, decorated buildings of educational institutions (First Cadet corps, Academy of Fine Arts), banks (Russian Bank for Foreign Trade, Vavelberg Bank, Azov-Don Bank), administrative and industrial institutions (Admiralty), palaces (Menshikov palace, Mikhailovsky palace), tenement houses (Baron Fitingof ’s house, merchants Utin’s, Strauss’s, Baryshnikov’s houses), mansions (Eliseev’s, Gromov’s mansions), factories and plants (San-Galli, Russian cotton-spinning factory), outbuildings (Slaughterhouse), trade shows (Russian Manufacture Trade Show), libraries (Public library), hotels (hotel “Europe”, Ushakov’s hotel), shops (Eliseev’s shop, the Guards economic society), railwaystations (Vitebsk), etc.
Decorative sculpture of architectural structures dedicated to Mercury and his attributes adorned buildings of Baroque and Classical styles, Eclecticism, Art Nouveau and Neoclassicism. It was created by famous sculptors of Saint Petersburg in cooperation with famous architects. It reflected shopping, educational, protective and other functions of God Mercury.