banner2022 ru

Доклад посвящен программе росписей дома Скакового общества (1903-1905) и особняка Григория Тарасова (1909-1911), построенных в Москве архитектором Иваном Жолтовским. Живописные плафоны первой постройки созданы целиком Игнатием Нивинским. Во втором же особняке Нивинский работал вместе с художниками Евгением Лансере и Викентием Трофимовым, но большинство интерьеров принадлежит именно ему.
В настоящее время нет исследования, комплексно рассматривающего данную тему. В монографиях о творчестве этих художников, вышедших еще в советские годы, монументальной живописи уделено очень мало внимания. Архитектурные исследования совсем не затрагивают эту тему. А специальных трудов, посвященных данной проблеме нет. Тогда как идея Жолтовского как раз и заключалась в том, чтобы возродить синтез между архитектурой и монументальной живописью. Оба эти здания, хорошо известные историкам архитектуры, никогда не рассматривались в совокупности со своими внутренними пространствами. Интерьеры дома Скакового общества до настоящего времени вообще были известны только по дореволюционным фотографиям.
В докладе будут представлены ранее неизвестные эскизы Игнатия Нивинского, найденные в РГАЛИ и фондах музея архитектуры им. А.В. Щусева. Также будут показаны неопубликованные эскизы Евгения Лансере к особняку Тарасова. Большинство этих эскизов не известны специалистам и не введены в научный оборот.
Эхо восприятия античных эонов в России начала ХХ века было многоголосым: одни мастера предпочитали исходить из национального варианта ампира начала XIX века, другие, как Иван Жолтовский и Игнатий Нивинский, обратились к итальянскому Возрождению.
Монументальная живопись начала ХХ века, и в частности монументальная живопись неоклассического направления, к сожалению, оказалась одной из наименее исследованных тем в отечественном искусствознании. Целью доклада является привлечение внимания специалистов к этому феномену.

The paper dwells upon the wall-painting programs of two buildings in Moscow created by an architect Ivan Zholtovsky — house of the Horserace Society (1903-1905) and Tarasov's mansion (1909-1911). Pictorial plafonds of the former were painted solely by Ignaty Nivinsky. In the latter Nivinsky cooperated with artists Eugene Lanceray and Vikenty Trofimov, though most of the interiors belong exactly to him.
There has so far been no comprehensive research on this topic. Monographs on artists' works issued at the Soviet time paid little attention to monumental painting. Architectural studies do not
cover it at all. No specific study was conducted on the topic despite the fact that Zholtovsky's idea was to revive fusion of architecture and monumental painting. Although Both buildings are familiar to historians of architecture they have never been analyzed in connection with their rooms. Up to now interior decoration in the house of the Horserace Society has been known only in photographs dated before the Russian revolution.
The paper presents hitherto unknown Ignaty Nivinsky's sketches found in Russian State Archive of Literature and Art and in stocks of Shchusev Architecture Museum as well as unpublished sketches for Tarasov's mansion by Eugene Lanceray.
Perception of ancient aeons is echoed in many ways. Some artists preferred to use as a basis Empire style characteristic of Russian art at the turn of the 19th century. Others, Ivan Zholtovsky and Ignaty Nivinsky in particular, turned to Italian Renaissance.
Monumental painting at the turn of the 20th century and particularly neoclassical monumental painting turned out to be one of the least studied subjects with Russian art historians. The paper is aimed at drawing attention to this phenomenon.