Актуальные проблемы теории и истории искусства


Вторые Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ), были организованы осенью 1918 года в результате реформирования Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Особое внимание было уделено реорганизации архитектурного факультета. Студенты требовали «объективизации» методик преподавания и приближению их к реальной практике.
В результате, сформировались автономные мастерские, в которые были приглашены известнейшие архитекторы-практики, выпускники Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, — И.В. Жолтовский, А.В. Щусев. Так же студенты выделяли И.В. Рыльского, который хоть и вел собственную мастерскую в УЖВЗ до 1918 г., но также воспринимался студентами как представитель «живой классики». Среди ведущих педагогов факультета стоит упомянуть имена Л.А. Веснина, С.Е. Чернышева, Ф.О. Шехтеля и др.
Основные изменения коснулись самой структуры преподавания. Студенты требовали создания одноступенчатых мастерских, т.е. индивидуальных мастерских преподавателей, вместо старой системы перехода из «класса» в «класс» от одного преподавателя к другому. Новый же подход позволял руководителю проводить более углубленную работу со своими учениками.
Однако обучение архитектуре все еще велось по классической академической системе. Примером служит впервые полностью восстановленная последовательность работы в мастерской Рыльского. Предполагалось, что студент последовательно делал проекты в определенном стиле (компиляции), начиная от более «простых» греческих, римских, романских стилей, и заканчивая более «сложными» византийским, готическим, итальянским стилями. Работа сопровождалась предварительным изготовлением «шаблонов» (набора деталей фасада) по каждой из тем. Обучение дополнялось обмерной практикой, зарисовками с натуры
«значительных памятников», обязательными часами в живописных и скульптурных классах.
В мастерских Щусева и Жолтовского обучение начиналось с изучения ордеров и античных памятников. Позднее, на старших курсах, студенты выполняли проект в неоклассике. В результате, в рамках одного стилевого направления, студенты получали возможность более глубоко изучить закономерности построения композиции, методы пропорционирования, для создания собственных оригинальных проектов.
Опыт Вторых СГХМ был перенят московским ВХУТЕМАСом, созданном на базе СГХМ в 1920 г., где до середины 1920-х параллельно существовало два отделения: первое – академическое и второе – «новейших изысканий», сформированное под воздействием искусства авангарда.


The Second Free State Art Studios (SGHM) were organized in the autumn of 1918 as a result of the reform of the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture. Particular attention was paid to the reorganization of the architectural faculty. Students demanded the "objectification" of teaching methods and one closer to the real practice.
As a result, famous architects, graduates of the Imperial Academy of Arts in St. Petersburg, were invited: I.V. Zholtovsky, A.V. Shusev. Students also showed appreciation of I.V. Rilsky, who had his own workshop until 1918, but was also perceived by students as a representative of neoclassic art. Among the leading teachers of the Faculty of names worth mentioning L.A. Vesnin, S.E. Chernyshev, F.O. Shechtel, etc.
Major changes have affected the very structure of teaching. Students demanded the creation of single-stage workshops, i.e. individual workshops teachers, instead of the old system of transition from "class" to "class" from one teacher to another. The new approach also allows managers to conduct more in-depth work with their students.
However, learning architecture was still conducted according to the classical academic system. An example of this is the workshop of Rilsky. It was assumed that a student consistently makes projects in a certain style (compilation), starting from a "simple" Greek, Roman, Romanesque, and ending with a "complex" Byzantine, Gothic, Italian style. Work was accompanied by a pre-fabricated "templates" (set of parts of the facade) on each of the topics. Education supplemented measurement band practice, sketches of "significant monuments" from nature, mandatory hours of painting and sculpture classes.
In Schusev and Zholtovsky workshops training began with the study of ancient monuments and warrants. Later, in senior years, students performed the project in neoclassicism. As a result, within a single style direction, the students had an opportunity to more deeply explore the patterns of composition, methods of proportioning, to create your own original designs.
Experience of the Second SGHM been replicated Moscow Higher Art, established on the basis SGHM in 1920, where, until the mid-1920s, there were two parallel sections — the first academic and second, "the latest research" formed under the influence of avant-garde art.