Актуальные проблемы теории и истории искусства

Марчелло Пьячентини (Marcello Piacentini (1881-1960)) был архитектором-универсалом, работавшим в разных архитектурных стилях, архитектором-практиком и архитекторомтеоретиком, написавшим множество работ и статей на тему архитектуры, в целом, и архитектурного формообразования, в частности.
М. Пьячентини занимался проектированием совершенно различных по назначению, функции и архитектурному решению объектов. Всего свыше 150 проектов и осуществленных построек снискали для него славу «творца – созидателя города».
В результате обобщения своей многолетней работы М. Пьячентини пришел к выводу, что лучшие образцы мировой архитектуры строились по законам, связанным с окружающим пространством и природой. По его мнению, существовали «принципы, обусловленные этнической принадлежностью, особенностями климата», т.е. характером конкретного места. Поясняя и дополняя это суждение, архитектор писал: «Другие же принципы продиктованы интеллектуальными, моральными и материальными требованиями и потребностями нашей эпохи».
Эти принципы стали базой его творческого метода.
Так, размышляя о национальных традициях в архитектуре, М. Пьячентини настаивал на возврате «этого нашего неоренессанса» к сути классики. По его словам, это возврат не к архитектурному «словарю», это возврат, в первую очередь, к мыслям, идеям и концепциям античности.
С одной стороны, М. Пьячентини высказывался против буквальных цитат прошлого, однако полностью не исключал возможности, что «переболев» ордерными экспериментами современная архитектура может снова вернуться и к арке, и к колонне, но лишь при условии конструктивной идейной обоснованности использования таких элементов, а также их органичной взаимосвязи с общей объемно-пространственной структурой здания.
С другой стороны, многие проекты М. Пьячентини наглядно демонстрируют, что «связь с классикой» существовала лишь на начальном этапе замысла, когда за основу была взята какая-либо ордерная схема, либо её ренессансная интерпретация. После этого архитектор пытался максимально отойти от классического прототипа, достигая наибольшего эффекта благодаря свободной трансформации привычных пропорциональных отношений, используемых в самой классике. Яркими примерами таких трансформаций могут служить: вилла Кавальери на ул. По (Рим, 1916-1918), здание Банка Италии на площади Парламента (сейчас – банк Св. Духа) (Рим, 1914-1923), Триумфальная арка павшим (Памятник Победы) (Генуя (1925-1931), Памятник Победы (Больцано, 1928).

Marcello Piacentini (1881-1960) was all-rounder architect who worked in different architectural styles, architect-practician and architect-theorist, has written numerous articles and several books on architecture in general and architectural shaping, in particular.
M. Piacentini designed a completely different buildings for its’ purpose and function. In total, over 150 projects and buildings have earned him fame as "the creator of the city."
M. Piacentini came to the conclusion that the best examples of world architecture built according to the laws related with the environment and nature. According to him, there were "principles based on ethnic identity, in particular climate," ie, character of a particular place. Explaining and supplementing this judgment, the architect wrote: "Others are dictated by the principles of intellectual, moral and material requirements and the needs of our times."
These principles have become the foundation of his creative method.
So, thinking about national traditions in architecture, M. Piacentini insisted on the return of "our Neo-Renaissance" to the essence of the classics. According to him, this is no return to the architectural "dictionary", but a return in the first place, to the thoughts, ideas and concepts of antiquity.
On the one hand, M. Piacentini opposed the literal quotations of the past, but not completely rule out the possibility that "a refresher" architectural orders’ experiments, modern architecture could return to the arch, and the column, but only if the structural soundness of the ideological use of elements such as their organic relationship with the overall three-dimensional structure of the building.
On the other hand, many projects M. Piacentini demonstrate that "the relationship with the classics" existed only in the initial stage of design, when was based on any orders’ scheme, or its interpretation of the Renaissance. After that, the architect was trying to move away from the classical prototype, reaching the maximum effect due to free transform the usual proportional relationships which were used in the most classic. Obvious examples of such transformations are: Villa Cavalieri on the street Po (Rome, 1916-1918), the building of the Bank of Italy on Parliament Square (now — the bank of the Holy Spirit) (Rome, 1914-1923), the Arch of the Fallen (Victory Monument) (Genoa (1925-1931), Victory Monument (Bolzano, 1928).