Лавров Дмитрий Евгеньевич
СПбГУ, РФ
В многочисленных изделиях палехской лаковой миниатюры (зачастую – в пределах творчества одного художника) можно видеть самые разнообразные художественные влияния. В ходе становления и развития лакового промысла палешане обращались к наследию самых разных эпох – от иллюстраций Г. Доре до средневековой персидской миниатюры. Выявление этих первоисточников, зачастую затрудненное сложным напластованием и творческим изменением изобразительных форм – важная задача в деле понимания палехского искусства в целом. Одним из таким источников явилось античное художественное наследие, интерес к которому в Палехе был отнюдь не случаен: еще в 1934 г. авторитетный исследователь промысла А.В. Бакушинский призывал Палех как наследника великой древнерусской культуры возрождать «античные образы и формы», назвав это возрождение творческим «возвратом на родину».
В докладе рассматривается тот путь «возврата», который был избран палехскими миниатюристами. В основном он заключался в творческом копировании античных форм (как правило, взятых из иллюстраций) и их перенесении в собственную оригинальную композицию, не обязательно на античный сюжет. Примером такого «внедрения» является серия миниатюр И.В. Маркичева «Жнитво». Мнение об античной живописи как первоисточнике центральной женской фигуры композиции, несмотря на свою популярность в литературе, до сих пор не подвергалось уточнению. В нашем докладе доказывается, что И.В. Маркичев исходил из стабианской фрески «Флора» из Неапольского археологического музея. Другой пример подобного заимствования – работы П.Л. Парилова на античные сюжеты. Здесь художник копирует лишь виденные им на репродукциях помпейские орнаменты, в остальном же это совершенно своеобразные работы, не носящие характер подражания античным образцам. Таким образом, «античные» заимствования в палехской миниатюре носили, как правило, творческий характер, ограничиваясь отдельными (хотя зачастую и важными для понимания всей композиции) формами.
In numerous Palekh lacquered miniatures (often within the oeuvre of one artist), one can see a wide variety of artistic influences. During the formation and development of the lacquer craft, the Palekhians applied to the heritage of different eras – from the illustrations by G. Dore to medieval Persian miniatures. Identifying these primary sources, often impeded by complex stratification and creative change of artistic forms, is an important task of understanding the Palekh art in general. One of such sources was ancient artistic heritage, interest in which in Palekh was not accidental: in 1934, the authoritative researcher of the lacquer craft, A.V. Bakushinskii, appealed to Palekh as a successor of the great ancient culture revive "antique shapes and forms," calling this creative rebirth "the return to home".
The report examines the way of this "return", which was elected by Palekh miniaturists. Primarily, it was creative copying of antique forms (usually taken from popular illustrations) and transferring them into some original composition, not necessarily on an antique subject. An example of this "transferring" is a series of miniatures by I.V. Markichev "The Stubble-Field". The notion that antique painting was the primary source of the central female figure in this composition, despite its popularity in the literature, has not been so far specified. In our report, we prove that Markichev derived inspiration from Stabian fresco "Flora" in the Archaeological Museum of Naples. Another example of such borrowing are works by P.L. Parilov. The artist only copies Pompeian ornaments, which he saw in reproductions, but otherwise these are completely original works, without any imitation of ancient models.
Thus, the "antique" borrowings in Palekh lacquered miniatures, as a rule, had creative nature, coming down to some single forms, though often important for understanding the whole composition.