Калугина Ольга Вениаминовна
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, РФ
Отечественная станковая пластика переживает период несомненного подъема и обновления средств выразительности. Тема традиции и осмысления культурного наследия занимает в этом процессе важное место. Мастера различных школ и творческих направлений проявляют постоянный интерес в том числе и к искусству античности.
Встает вопрос о причинах и формах такого обращения. С одной стороны, это затрагивает фундаментальные основы ваяния как вида искусства, существование которого вне наследия греко-римской античности невозможно. Вопрос функционирования системы скульптурного образования здесь может быть рассмотрен с точки зрения необходимости усвоения уроков античности и умения творчески переработать эту образовательную базу.
Одновременно следует рассмотреть формы и методы обращения к античному наследию. Особенно важно учитывать опыт постмодернизма с его аллюзивностью и склонность к прямому цитированию. В тоже время, европейская художественная традиция Нового времени богата примерами переживания античности как базы стилизации, что также находит отражение в работах современных мастеров России.
Другой стороной проблематики является необходимость определить меру обращения к античному наследию. Оно может интерпретироваться на уровне темы, образных ассоциаций, оппонирования, игры, мифотворчества, иллюстрирования и т.д. Практически каждый из вариантов имеет место в художественной практике современных отечественных мастеров. При этом обращение к античным прообразам в монументальной скульптуре является достаточно традиционным, а вот мощный наплыв соответствующих тем в сфере станковой пластики явно говорит о важных внутренних творческих сдвигах.
Предполагается рассмотреть примеры из творческой практики ведущих современных скульпторов: Александра Рукавишникова, Михаила Дронова, Сергея Мильченко, Леонида Баранова, Михаила Переяславца, Андрея Балашова и других. Важное значение имеет и определение жанровой специфики и соотнесения ее с таковой в отношении произведений античных мастеров.
Russian plastic easel is undergoing a period of renovation and undoubted rise means of expression. Subject tradition and understanding of the cultural heritage in the process takes an important place. Masters of various schools and creative trends show a continued interest in including the art of antiquity.
Raises the question about the causes and forms of such treatment. On the one hand, it affects the fundamentals of sculpture as an art form whose existence is heritage of Greco-Roman antiquity impossible. Question functioning of sculptural education here can be considered from the point of view of the necessity of learning from antiquity and the ability to creatively rework this educational base.
At the same time should consider the form and methods to access the ancient heritage. Particularly important to consider the experience of postmodernism with its allusive and penchant for direct quotation. At the same time, the European artistic tradition of modern times is rich with examples of antiquity experiences as the basis of stylization, which is also reflected in the works of modern masters of Russia.
Another side issues is the need to define a measure referring to the ancient heritage. It can be interpreted at the level themes, graphic associations, opposing, games, myth creation, illustration, etc. Almost every option has a place in the artistic practice of contemporary local artists. At the same time appeal to ancient prototypes in monumental sculpture is fairly traditional, but the powerful rush of relevant topics in the field of plastic easel clearly says about internal creative shifts.
We will consider examples of creative practice leading contemporary sculptors Alexander Rukavishnikov, Michael Dronov, Sergei Milchenko Leonid Baranov, Mikhail Pereyaslavets, Andrei Balashov and others. Important and defining genre specificity and relate it to that of the works of ancient masters.