Глазов Игорь Валерьевич
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ
Постмодернизм и традиция: от репрессивности мифа к вечному возвращению. Постмодернизм использует античную риторику для демонстрации утраченной связи с наследием или как символическое выражение современности. Миф активно используется. постмодернизмом, так как приспособлен к механизму восприятия массового сознания. Репрессивность мифа состоит в том, что принимая символический характер, превращая реальность в знак, миф, таким образом, становится средством регламентации социокультурного поведения (Р.Барт). Идея «вечного возвращения», напротив, строится на понимании традиции как непрерывного процесса. «Выманить у повторения нечто новое, выманить различие — такова роль воображения» (Делез).
Античная традиция в контексте постмодернизма: визуальная форма или аллегорический импульс. Визуальная форма подразумевает символический предел по отношению к изображению, которое понимается как лишенное собственного значения и фактически сводится к знаку. Другой подход к изображению — аллегорический (Крэйг Оуэнс). Символ понимается как форма идеологии. Утверждение автономности человека в постмодернизме возвращает аллегории ее позиции противостояния идеологии. «Ответ постмодернизма модернизму состоит в признании прошлого: если его нельзя разрушить, ибо тогда мы доходим до полного молчания, то его нужно переосмыслить — иронично, без наивности» (У. Эко).
Примеры апроприации античной традиции в изобразительном искусстве России второй половины ХХ века в творчестве В. Шульженко, В. Овчинникова, Г. Богомолова, В. Михайлова, а также «Новая Академия» Тимура Новикова и др.
Античность в отечественном искусстве второй половины ХХ века — между школой и художественной свободой. В конце 80-х — начале 90-х античная традиция получила новый импульс в творчестве молодых художников. В ситуации постмодернизма обращение художника к классическому искусству является актом проявления внутренней свободы. Обращение к античности во второй половине ХХ века предполагает открытие реально существующей связи современной действительности с определенными сторонами классического идеала.
Postmodern and tradition from repressiveness of myth to the Eternal return. Postmodernism uses ancient rhetoric as a demonstration of the lost connection with the heritage or as a symbolic expression of modernity. Myth actively used in postmodernism, as it is adapted to the mechanism of perception of the mass consciousness. Repressiveness of myth lays in fact that because of its symbolic character, myth transforms reality into a sign, thus becomes a means of regulating socio-cultural behavior (R. Barthes). The concept of "Eternal return", in contrast, is based on an understanding of tradition as a continuous process. "Defraud repeating something new to lure the difference — this is the role of imagination" (Deleuze).
Ancient tradition in the context of postmodernism: the visual form or allegorical impulse. Visual form implies a symbolic limit in relation to the image, which is understood as a deprivation of property values and actually reduces to the sign. Another approach to the image — the allegorical impulse (Craig Owens). Symbol is understood as a form of ideology. Adoption of human autonomy in postmodernism allegory returns its position as antagonist to the ideology. « modernism reply to postmodernism is the recognition of the past, if it can not be destroyed, because then we get to complete silence, then you need to rethink — ironically, without naivety" (Umberto Eco).
Examples of the appropriation of ancient tradition in Russian art of the second half of the 20th century in the works of V. Shulzhenko, V. Ovchinnikov, G. Bogomolov, V. Mikhailov and Timur Novikov’s "The New Academy", etc.
Antiquity in the Russian art of the second half of the 20th century — between school and artistic freedom. In the late 80s — early 90s antique tradition gained new impulse in the works of young artists. In the situation after the postmodernism artistic appeal to the classical art is an act of inner freedom. Appeal to antiquity in the second half of the 20th century actually discovers an existing link of contemporary reality with certain aspects of the classical ideal.