Блиок Андрей Андреевич
журнал «Культура и искусство стран СНГ», РФ
Развитие композиционного строя и сюжетика гобелена в Западной Европе всегда шло вослед изменениям в живописи. Ткачество такого рода, как и мозаика во многом подчинялись законам монументально-декоративного искусства.
Расцвет монументально-декоративного искусства в 1970-80 гг. в Ленинграде был определен рядом объективных факторов: деятельностью крупнейших в стране художественных школ (Института Репина и Мухинского училища), а также постоянного крупного государственного заказа на оформление общественных зданий. Гражданский пафос оставался главной темой советского монументального искусства, однако в этот период ведутся активные поиски новых средств художественной выразительности.
Техника современного интерьерного гобелена пришла в 1960-е годы и была освоена в Мухинском училище. Это обстоятельство изначально задало дальнейшее развитие искусства гобелена в сторону декоративности. Академическая формула многофигурных композиций и нарративности не была воспринята. Обращение к классике оказалось сопряженным с размышлениями на философские темы: о происхождении мира, ходе времени, разрушении старого и переоценки ценностей.
Особенно показательно в этом отношении творчество ленинградских мастеров Арсена Кардашева и Марата Тажибаева, в работах которых прочувствована глубинная связь древности и современности.
The development of composition and subjects in the Western European tapestry was always followed the changes in painting. The weaving of this kind, as well as mosaic largely complied with the rules of monumental and decorative art.
The florishing of the monumental and decorative art in the 1970-80s Leningrad was determineed by a number of objective factors: the activities of the leading art schools in the country (the Repin Institute and the Mukhina Academy), as well as the large permanent state order for the decoration of public buildings. The civic themes were the main in the Soviet monumental art, but at this time the artists started looking for the new means of artistic expression.
The technique of modern interior tapestry came to Leningrad in the 1960s and was mastered at the Mukhina Academy. This circumstance initially set the further development of the decorative tapestry. The academic formula of the multi-figured compositions and narrativity were not accepted. Turning to the classics was intergrated with the philosophical reflections: on the world origins, the course of time, the destruction of the old and the revaluation of values.
The creativity of the Leningrad artists Arsen Kardashev and Marat Tazhibaev, whose works were noted for the deep connection of antiquity and modernity, is the special subject of our interest.