Актуальные проблемы теории и истории искусства


Ленинградская группа художников-нонкорформистов «Алипий», в состав которой входили Вик, Сергей Сергеев, Виктор Трофимов, Алена (псевдоним Валентины Сергеевой), Владимир Скроденис и Александр Александров была образована в 1974 г. и стала известна, в первую очередь, своими живописными и графическими произведениями, созданными «на стыке средневекового религиозного искусства, китайской каллиграфии и модерна». Обращение членов этого объединения к классическим сюжетам не привлекало внимания искусствоведов по причине их кажущейся «непрограммности» для группы, заявленным кредо которой были поиски индивидуальности отличной от академической. Кроме того, эти работы 1970-х годов, в основном камерные, графические не демонстрировались на выставках. Не оказались они представленными и на последней ретроспективной выставке 2014 г. в галереи «Didi».
Тем не менее античные мотивы присутствуют в творчестве группы с момента ее создания. Коллекция западноевропейской живописи архимандрита Алипия, духовно окормлявшего художников и давшего название арт-группе, была им хорошо знакома. Сами художественные воззрения владыки отличались толерантностью и определяли античность как «краеугольный камень цивилизации». Большое влияние на менталитет живописцев имели их крымские археологическо-выставочные проекты, а также «антики» усадьбы Лейхтенбергских в Петергофе. Дух окружавшей классики не мог не наполнить античными мотивами все их последующее творчество. Атмосфера метаморфоз Овидия царила на квартирных карнавалах, в которых принимали участие многие ленинградские художники, в т.ч. Тимур Новиков, Елена Фигурина, Константин Троицкий. Эта художественная среда способствовала оформлению в дальнейшем группы «Летопись».
Тесное творческое содружество и альянс приводило к появлению сходных композиций, но с различной интерпретацией сюжета (напр. условно постановочный натюрморт с гипсовой головой «Двойной портрет» (1976) Вика и «Херсонес» (1980) Алены). Занавес, античный слепок, замысловатая орнаментика перенесены в изобразительное искусство из бутафорской мастерской ленинградских драматических и кукольных театров. В произведениях Алены на античную тему лейтмотивом звучит афоризм Плавта Homo nullius coloris. Слепок заменяет человека, создавая ощущение сокуровского «скорбного бесчувствия».
Изобразительной манере Виктора Трофимова свойственен абстрактный экспрессионизм, фонтанирующий «гейзерами подсознательного» (выражение искусствоведа Андрея Некрасова). В 1970- 90е годы в своей поллоковской манере В.Трофимов неоднократно пишет картины на сюжет «Аполлон и Дафна». Свободные интерпретации мифа Овидия, трансформируются в его живописи в постмодернисткую концепцию фрейдистского и юнговского толка.
В художественной критике утвердилось мнение о распаде группы в 1983 году в связи с потерей общей мастерской на Лиговском проспекте, однако совместная творческая и экспозиционная работа продолжалась. В 2011-12 годах группа, несмотря на большие потери (уход из жизни Скродениса и Трофимова), вновь активизирует выставочную деятельность и, по мнению ряда искусствоведов (В.Андрохановой, О.Забелиной, Ю.Мудрова), по-прежнему существует как творческое объединение, «окрыленное о.Алипием» и сплоченное старой дружбой. Veterrimus homini optimus amicus est. Однако ярко выраженная стилистическая индивидуальность живописной манеры каждого мастера с годами усиливается.
В целом, можно констатировать, что в 70-е — 80-е годы группе «Алипий» была свойственна интерпретация античности в разнообразном и порой фривольном использовании сюжетов и орнаментики, а в более зрелый период творчества образы древности наполняются мощным символистическим звучанием.

The Leningrad group of nonconformist artists “Alypius”, which included Vik, Sergey Sergeev, Victor Trofimov, Alena (alias Valentina Sergeeva), Vladimir Skrodenis and Alexander Alexandrov was formed in 1974 and became primarily known for the paintings and graphics made “as the combination of medieval religious art, Chinese calligraphy and Art Nouveau". The artists’ turning to classic subjects did not attract the attention of art critic because they seemed uncharacteristic for the group, the stated credo of which was searching for an individual expression other than the academic one. In addition, those small-sized graphic works of the 1970s had never been exhibited. Neither were they shown at the recent retrospective exhibition at "Didi" gallery in 2014.
However, antique motifs have been present in the art of the group since its creation. The collection of Western European painting belonging to Archimandrite Alypius (Voronov), who took pastoral care of the artists and whose name was given to the art group, was familiar to them. The artistic views of the Archimandrite were remarkably tolerant. As to Antiquity he defined it as "the cornerstone of civilizations". The Crimean archaeological exhibition projects and the "antique" estate of the Leuchtenbergs at Peterhof greatly influenced the painters’ mentality. The atmosphere of the Ovidius’s “Metamorphoses” reigned during home carnivals, which were attended by many of Leningrad artists, including Timur Novikov, Elena Figurina and Konstantin Troitsky. This artistic environment later contributed to the formation of the art-group "Letopis’".
Close creative co-operation and vinculum matrimonii resulted in similar compositions, but with a different interpretation of the subject (e.g. conventionally staged still life with a plaster head "Double portrait" (1976) by Vik and "Chersonesus" (1980) by Alena). In this period Vik was especially interested about decorative and theatre art. A series of graphics he created as sketches for hand-drawn cartoons. Drapery, plaster casts and intricate ornamentation came to his art from the stage-properties of the Leningrad drama and puppet theatres. The keynote of Alena’s works on the theme of antiquity is a Titus Maccius Plautus’ aphorism Homo nullius coloris. A cast replaces a man, leaving a sad feeling with an aftertaste of “sorrowful apathy”.
Viktor Trofimov’s style is characteristic of abstract expressionism, gushing "geysers of subconscious"(the words of art critic Andrei Nekrasov). In the 1970 — 90s V. Trofimov repeatedly painted "Apollo and Daphne" in Pollock’s manner. His art interpreted the Ovidius’s myth as a postmodernist concept in the Freudian and the Jungian sense.
Art critics connected the group's breakup in 1983 with the loss of their shared studio in Ligovsky prospect. However, their joint creative and exhibition work continued. In 2011-12 the art-group, despite the suffered deaths of Skrodenis and Trofimov, reactivated exhibitions and, according to some critics (V. Androkhanova, O. Zabelina, Iu. Mudrov), still exists as a creative community, inspired by Alypius and old friendship. Veterrimus homini optimus amicus est. However, the pronounced stylistic individuality of each artist increases with years.
In general we can say that in the 70-80s the art-group “Alypius” gave peculiar interpretation of antiquity in different and sometimes frivolous motifs and ornamentation, and in a more mature period of creativity their imagery becomes powerfully symbolic.