Актуальные проблемы теории и истории искусства


1976 год. Греция после падения режима «Черных полковников». Группа профессоров и преподавателей Академии художеств, художников и искусствоведов, которым предстоит двухнедельная поездка по величайшим памятникам античности.
Своеобразный дневник впечатлений, натурные зарисовки А.Н. Блиока, тогда еще молодого преподавателя Академии, легли в основу цикла живописных произведений, работа над которыми завершалась в последующие два года.
Греческий цикл А.Блиока включает в себя большое программное полотно и серию картин-пейзажей, в некоторых случаях с элементами бытового жанра, пронизанных ощущением полноты сегодняшней жизни в гармонии с окружающим миром, природой, неизбывной частью которой давно стали древние памятники, — монашки на велосипедах стремительно проносятся мимо античных статуй на агоре, военный подбоченясь прогуливается по акрополю. Залитый ярким солнечным светом мрамор на фоне знойного неба становится лейтмотивом серии, однако протагонистом остается человек, живущий трудами и заботами этого дня. Так в картинах сохраняется свежесть натурного восприятия, передающего ритм времени.
События современности могут принимать и символический вневременной характер как в церемонии зажжения олимпийского огня. На картине ритм замершего в торжественности момента действа подчинен статике дорических колонн. Стоящие женские фигуры, облаченные в белые хитоны, трактуются как фрагменты античных статуй. Загорелые лица и позы кор теряют индивидуальность интонации, подчеркивая стремление образа к архетипу.
Картина «Элефтерия – фестиваль песни в Афинах» (1977) продолжает ряд монументальных многофигурных композиций А.Блиока. Экспансивная стихия молодежной манифестации увлекала своей искренностью и экспрессией. Именно поэтому для передачи пафоса значимого общественного события художник выбирает манеру отличную от пейзажей греческого цикла. Эмоциональному накалу соответствует напряженная колористическая гамма и более жесткая, стремящаяся к графичной, манера письма. Резкие свето-теневые контрасты придают остроту драматизма всей ночной сцене. Парфенон, образ греческой демократии, на вершине скалы получает роль смыслового центра композиции, в основание которой положено изображение подвижной массы демоса. Ее динамика передается зрителю и призвана актуализировать все пространство картины. Выкристаллизованную идею свободы представляет древняя агора и царящее надо всем мятущееся небо. Невольно вспомнишь «Лаокоона» Эль Греко.

A group of Leningrad artists and art critics from the Academy of Arts undertakes a trip to the great monuments of antiquity in Greece in 1976 after the overthrow of the "black colonels".
A kind of diary, sketched by Andrey Bliok, who had already been teaching drawing at the Academy for 5 years, formed a basis for a cycle of paintings, finished in the two years to follow.
The Greek cycle of A.Bliok includes a large declarative painting and a series of landscapes, in some cases with genre elements, presenting contemporary life in harmony with nature, part of which were ancient monuments — nuns cycling rapidly by the ancient statues in the Agora, a military man posing against the Acropolis. Sunlit marble in the hot sky becomes a leitmotif of the series, but a protagonist is still a present-day person. Thus the paintings preserve freshness of perception of nature, conveying the rhythm of time.
Contemporary events can take a symbolic character independent of time such as the ceremony of lighting the Olympic flame. In the painting the solemn rhythm of the moment is subordinate to the static Doric columns. The standing female figures, draped in white tunics, are treated as fragments of antique statues. The tanned faces and postures of the Kores lose their individual intonation, emphasizing the archetype.
The painting "Eleftheria — Song Festival in Athens" (1977) continues a series of monumental multi-figured compositions of A. Bliok. The expansive element of youth demonstrations attracted him by its sincerity and expression. To render the pathos of a significant public event, the artist chooses a manner different from his Greek cycle of landscapes. The emotional tension is reflected in the violent range of colors and more rigid, close to graphic, brushwork. Sharp contrasts of light and shadow add to the drama of the night scene. The Parthenon, the symbol of Greek democracy, gets the role of the semantic centre of the composition around the cliff, at the base of which moves a mass of demos. Its dynamics is transmitted to the viewer and is meant to enliven all the space of the picture. The idea of freedom is suggested by the ancient Agora and the restless sky above. This can not but bring to mind “Laokoon” by El Greco.