Актуальные проблемы теории и истории искусства


Античные сюжеты, темы, образы, поиск античных канонов красоты — это краеугольный камень, фундамент в творческом процессе развития русского искусства вплоть до начала XXI веков. Отношение к античному миру, его политическому устройству, его культуре и искусству на том или ином этапе наиболее полно отражает современность и является составной частью новейшей идеологии. Имманентное переосмысление великих идей античности образует важнейшую составляющую в творчестве почти каждого значимого художника, являясь тождественным понятием креативного процесса в целом.
Интерпретация античности в контексте новейшей живописи как проверенного веками способ утверждения общественного гуманизма является важной составляющей в развитии современной культуры. Обращение к античным идеалам, следование героям Эллады и Рима,
рефлексия мифотворчества — эти процессы в изобразительном искусстве, как правило, нарастают в эпоху исторических, политических и государственных преобразований. Андрей Пашкевич (1945-2011) – московский художник и режиссер, автор известной живописной серии «Политэкология», которая экспонировалась в 2013 г. в НИМРАХ, музее-квартире И. Бродского, прослеживает связь античных демократических идей с современным обществом эпохи перестройки. Андрей Пашкевич – ученик и во многом последователь Ю. Пименова, он начинал, как любой мастер академической школы, с срисовывания антиков, копирования, приобретая навыки академического письма. Благодаря академическим штудиям и ученическому постижению античности, как важнейших основ мастерства художника-реалиста, Андрей Пашкевич в апогее своего творчества, в серии «Политэкология», включающей пятьдесят разножанровых полотен, сумел стать художником документалистом, автором летописи Перестройки. В произведениях серии Политэкология А. Пашкевич создает образы, перекликающиеся с концепциями и идеями античной демократии. В живописи Андрея Пашкевича присутствует древнегреческое и современное философское понятие ЭОН (греч. Aion), которое в античности обозначало «век», «путь жизни», время в ипостаси течения жизни человека. Особенно выразительно эон воспринимается в Автопортрете А. Пашкевича (х., м., 2008, частное собрание). На небольшом по формату, но очень монументальном по смысловой емкости полотне художник запечатлевает свой scriptum vitae, пройденный им путь. Между двумя образами мускулистого атлетического юноши и больного немощного старца простирается пространство длиною в жизнь, некая субстанция Хроноса, который циклично изменяя форму, постепенно перевоплощается в бестелесность, независимую от всякой материи. Античная физическая красота молодости коммуницирует в «Автопортрете» кисти А. Пашкевича с великой трагедией ускользающей жизни, освобождающейся от телесного содержания настоящего. А. Пашкевичу в живописи удалось отобразить феномен Платона – это «aton», т.е. то, что лишено места в пространстве. На полотне А. Пашкевича «Обманутая Россия» (1992 г., х.м. ), тулуп и убогий натюрморт со стаканом рождают страшный «эффект реальности» (Р. Барт ) при физическом отсутствие героя.
Новация живописи Андрея Пашкевича в цикле « Политэкология» состоит в том, что художник-режиссер запечатлевает событийность нашей эпохи, важнейший исторический момент зарождения Российской демократии. Полотна А. Пашкевича являются самобытной ареной, на которой формируются смысл и логос, «историческая энергия сущности» (А.Ф. Лосев).
В сложную эпоху перестройки 90-х годов ХХ века Андрей Пашкевич в своей живописи не только придерживается традиций событийности (что роднит живописца с античными мыслителями), но и ярко обозначает в своем творчестве проблематику demosa (народа) и проблематику власти. Его живописное наследие во многом созвучно идеям Платона, изложенным в восьмой книге «Государство». Пашкевич вступает в дискурс с Платоном, и эта структура диалога выражена в перекличке идей великого греческого философа с постулатами художника второй половины ХХ века. Тождество идей античных философов и Андрея Пашкевича заключается в раскрытии темы государства и индивидуума. Пашкевич передает платоновскую идею о том, что благополучие (справедливость) государства непосредственно обусловлено нравственным благополучием (добродетельностью) его граждан. Характерны для Пашкевича и тип « выродившегося общества» и «правление лучших». В творчестве Пашкевича нет стремления к формальной мифологизации, как например, в творчестве художников Новой Академии во главе с Тимуром Новиковым. Античные образы в трактовке Пашкевича не только слепки антиков, это обобщенные символы, повествующие в первую очередь об идеях российской государственности и демократии. Им присуща публицистичность. В живописи Пашкевича идеи античной демократии переплетаются с принципами критического реализма XIX века. Татьяна Назаренко справедливо отмечает: «Вижу, что в работах Андрея Пашкевича есть аллегории, но все связано с реальностью, все узнаваемо, и поэтому так щемяще больно». Для А. Пашкевича обращение к классике носит характер личного призыва к решению наболевших политических и общественных проблем современности.


Ancient subjects, themes, forms, searching for ancient canons of beauty have been the corner stone, the foundation in the creative process of developing Russian art up till the beginning of the 21st century. The relation to the ancient world, to its political structure, its culture and art is at one stage or another closely related to the contemporary world and is an essential part of the newest ideology. The immanent consideration of the great ideas of antiquity makes it a very important component in the creations of nearly every significant artist, as it is an identical concept of the creative process as a whole.
The interpretation of antiquity in the context of the newest pictorial art as a means of confirmation, standing the test of times, of social humanism is an important component in the development of contemporary culture. Appealing to ancient ideals, to the heritage of Greek and Roman heroes, reflecting about creation of myths are processes in fine art which generally increase in periods of historical, political and social reformations. Andrey Pashkevich (1945-2011), a Moscow born painter and film producer, author of the famous series of paintings called “Politecology”, which was exhibited in 2013 in the I. Brodsky museum-apartment — Russian Academy of Fine Arts Museum -, traces back the link between ancient democratic ideas and the contemporary society in the perestroika period. Andrey Pashkevich is a pupil and in many ways a disciple of Y. Pimenov. He started, as any master of an academic school, by drawing antiquities, by copying, thus acquiring the skills of academic drawing. Thanks to academic etudes and apprentice understanding of antiquity as the most important basis of mastering realistic painting at the highlight of his creativity, in his series “Politecology”, including fifty canvasses of different genres, Andrey Pashkevich has been able to become a documental painter, author of a chronicle of Perestroika. In his works in the series “Politecology” A. Pashkevich has been creating forms, which have something in common with the concepts and ideas of ancient democracy. The ancient Greek and contemporary philosophical con- cept EON (Greek, Aion), which in ancient times meant “age”, “course of life”, time in the course of life of man is present. In a particularly expressive way this eon can be felt in A. Pashkevich’s selfportrait (oil on canvas, 2008, private collection). On this canvas of not very big size, but monumental in the depth of its meaning, the painter is describing his scriptum vitae, the course of his life. Between the two forms of a muscular, athletic youngster and an ill, infirm elder, the space of the length of life is stretched out, as some kind of substance of Chronos, which is changing forms cyclically and is gradually reincarnating itself into something without body, independent of any material. In the “Self-portrait” by the hand of A. Pashkevich, the ancient physical beauty of youth communicates with the great tragedy of life that is sliding away, that is freeing itself from the bodily content of the present. A. Pashkevich has been able to express in his painting the phenomenon of Plato, the “atom”, meaning that what is deprived of place in space. In A. Pashkevich’s painting “Cheated Russia” (1992, oil on canvas), a coat and a poverty-stricken still life with glass generate an awful “effect of reality” (R. Barthes), while a physical hero is absent.
The novelty in Andrey Pashevich’s paintings of the series “Politecology” lies in the fact that the artist-film producer describes the eventfulness of our era, an extremely important historical moment when Russian democracy was born. The paintings of Andrey Pashkevich are a distinctive arena, on which sense and logos are being formed, an “historical energy of essence” (A. Losev).
In the difficult perestroika period of the 20th century 90s, in his paintings, Andrey Pashkevich not only keeps to the tradition of eventfulness (which makes the painting related to ancient thinkers) but also very clearly marks in his works the problems of the demos (the people) and the problems of the authorities. His artistic heritage is in many ways in consonance with the ideas of Plato, laid out in his eighth book “Republic”. Pashkevich enters in discussion with Plato and this structure of dialogue is expressed in the exchange of ideas of the great Greek philosopher and the postulates of an artist of the second half of the 20th century. The identity of ideas of ancient philosophers and those of Andrey Pashkevich lies in the disclosure of themes about the state and the individual. Pashkevich passes on Plato’s idea about the well-being (justice) of a state, depending on the moral well-being (virtues) of its inhabitants. Characteristic for Pashkevich is a type of “society coming into birth” as well as “governance of the best”. In Pashkevich’s work there is no striving for formal mystification, as is the case, for example, in the works of artists of the New Academy, headed by Timur Novikov. The ancient forms in Pashkevich’s interpretation are no copies of the ancient, but socialized symbols, telling in the first place about the ideas of Russian statehood and democracy. Inherent to the works is a publicistic essence. In Pashkevich’s works the ideas of ancient democracy are closely linked to the principles of the critical realism of the 19th century. Tatyana Nazarenko very rightly says: “I see the allegory in Andrey Pashkevich’s works, but in fact everything is closely linked to reality, everything is recognizable and therefore terribly painful.” For A. Pashkevich, appealing to classicism comes as a personal call in order to solve the most painful political and social problems of the contemporary world.