Актуальные проблемы теории и истории искусства


«Бессонница, Гомер, тугие паруса…», – эти стихотворные строки Осипа Мандельштама определяют основную тему морских странствий античных героев, которым петербургский художник Игорь Чурилов посвятил цикл коллажей и гравюр 1980-90-х гг.
Фигура Гомера, словно объединяет героев древнегреческого эпоса: и хитроумный Одиссей, и бесстрашный Язон – отчаянные путешественники. Истории об их странствиях из века в век вдохновляли все новых творцов. И каждый из них подыскивал собственные художественные средства и образный язык для того, чтобы вместе со своими героями проделать еще раз этот путь – авантюрного плавания и возвращения в родную гавань.
Временная отдаленность и сюжетная условность мифологических событий – событий древнегреческого эпоса, с одной стороны, позволяет автору абстрагироваться: применять условные средства и образы. С другой стороны, если античность называют «детством человечества», то и использование художественных приемов, восходящих к наивному искусству, детскому творчеству, органично. «Мужчина не может снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество», – заметил когда-то ныне не популярный К. Маркс. Раскрашивать, вырезать и склеивать разноцветную бумагу – чем не забава?, и Черное море (Понт Эвксинский) становится буквально черным, а странствующие герои растворяются в грандиозной «декорации» природы, словно за ними сверху наблюдают всемогущие боги-олимпийцы. Так возник триптих из коллажей, посвященный плаванию аргонавтов за золотым руном к берегам Колхиды, мимо скалы, где был прикован титан Прометей. Центральная часть триптиха посвящена скитаниям Одиссея. Композиция объединяет несколько сюжетных линий и временных событий: снизу вверх течет время, а вместе с ним и события плавания, в которых царю Итаки бесконечно помогают женщины, то смертные, то богини. Текстовые вставкипояснения соответствуют характеру античных повествований: кто куда направился, – и тем определяют географию сюжетов.
Две матричные гравюры отличаются лаконичным языком: черно-белая гамма, знакиобразы. Минимум деталей – максимум выразительности: и тугие паруса, и «список» кораблей, и божественная пена на головах царей, – все в движении: «куда плывете вы?» Или, спасающийся с разбитого плота Одиссей, обнаженный, в покрывале Левкотеи; ему в помощь усилия Борея, раздувающего щеки по велению самой Афины.
Полушутливое, полуироничное толкование легендарных античных сюжетов, к которым прибегнул Игорь Чурилов, свойственно искусству нашего города последней трети ХХ века, когда постмодернизм еще не захлестнул утлое суденышко культуры, не запрудил бесконечными шоу-перепевами, агрессивным цитированием и громкими окриками выставочные пространства Петербурга.
И над всем мельтешением обыденности вновь спасительной истиной звучат строки другого поэта – Иосифа Бродского:
Припадаю к реке, бесконечно текущее вдоль глаз
Сквозь века, прямо в нас, мимо нас, дальше нас.


«Insomnia, Homer, taut sails ..."– these poetic lines by Osip Mandelstam defined the basic theme of wandering ancient heroes, to which a St. Petersburg artist Igor Churilov dedicated a series of collages and drawings in the 1980-90 s.
The figure of Homer seems to unite ancient Greek epic heroes – fearless travelers: cunning Odysseus and desperate Jason. The history of their wanderings from century to century inspired new and new creators. And each of them was looking for his own artistic means and figurative language to make this way with their heroes once again – the adventurous voyage and returning to his native city.
Temporal distance and fictional nature of mythological events – the events of the ancient Greek epic, on the one hand, allows the author to abstract the story from the ephemera of historical details and apply special means and images. On the other hand, if antiquity is called "the childhood of mankind", the use of artistic techniques ascending to naive art, children's creativity is quite appropriate. "Man cannot again become a child, without falling into childishness," said once now unpopular Karl Marx. To color, cut and glue a colorful paper – isn't it fun?, and the Black Sea (Pontus Euxinus) is literally black, and wandering heroes are dissolved in the Grand "scenery" of nature, as if the powerful Olympians watch them from above.
So there appeared a triptych of collages dedicated to travelling of the Argonauts to get the Golden Fleece. They sailed to the shores of Colchis, past the cliffs, where Titan Prometheus was chained. The central part of the triptych is dedicated to adventures of Odyssey. The composition combines several plot lines and temporary events: the time flows from bottom to the top and so do the events of Odyssey's travelling, in which women help the King of Ithaca all the time. Inserted
text-explanations correspond to the nature of ancient narratives: who went where, and so define the geography of the plots.
The two matrix engravings are of laconic style: black-and-white gamma, images-signs. The minimum of details – the maximum expressiveness: and taut sails, and a list of ships, and the foam of the Heaven on kings' heads, all in motion: "where are you going to?" Or Odyssey, escaping a broken raft, nude, in a Leucothea 's clothes; and Boreas assisting him at the behest of Athens.
Half-joking slightly ironic interpretation of the legendary ancient plots that marks works of Igor Churilov is typical for the art of our city of the last third of the 20th century, when Postmodernism exhibition space in St. Petersburg and minds of its visitors have not yet been totally saturated with Postmodernism.
And above all the routine as the saving truth sound lines of another poet-Joseph Brodsky:
Follow the river, which flow endlessly along the eyes
Through the ages, right in us, by us, and past us.