Актуальные проблемы теории и истории искусства

Творческий путь Владимира Овчинникова начинался в 1960-е годы в Кировском театре, а затем в хозяйственной части Эрмитажа. Его ранние работы – это пейзажи, натюрморты, в которых угадываются творческие принципы и формальные приемы, собственный метод, которым суждено проявиться в полной мере уже в 1970-х. Именно к периоду 1970-х относится появление первых героев-ангелов в его работах. И именно это время становится точкой отсчета для нашего доклада. Вслед за ангелами в сюжеты произведений приходят другие библейские герои, а затем и кентавры, и прочие персонажи античной мифологии. Таким образом, используя в своем творчестве классические парадигмы, художник говорит на универсальном языке мифа, дающем зрителю ключ для понимания работ. Его приемом становится косвенный разговор о насущных исторических темах, не прямое отражение, а символическое обобщение, взгляд в глубину вещей. Художник помещает своих героев в почти магическое пространство, отдаленное от реальности, но наполненное узнаваемыми предметами быта.
Творчество Владимира Овчинникова по праву заняло видное место в истории искусства второй половины XX – начала XXI веков. Работы художника неизменно нарративны, они рассказывают свою историю, тем самым создавая у зрителя иллюзию простого пути к их пониманию. И потому в каждый момент времени их связывали с актуальными событиями
современности, находили свежие политические смыслы. Как и созданные в советскую эпоху, работы последних лет дают простор для подобных интерпретаций.
Цель нашего доклада состоит в исследовании в широком смысле мифологических мотивов в творчестве Владимира Овчинникова, в выявлении актуальных черт исторических сюжетов и расшифровке системы тех символов, которые используются художником в его произведениях. Особое внимание уделено расширению интерпретационного поля и анализу предпосылок появления мифологических сюжетов.


Vladimir Ovchinnikov's artistic career began in the 1960s at the Kirov (Mariinsky) Theater, and then in the economic department of the State Hermitage. His early works are landscapes and still lifes, in which one can foresee the principles of his own method, which were established fully as early as in the 1970s. It was in the period of the 1970s when angels appeared as heroes of his paintings. And this period is the starting point of our report. After angels other biblical characters entered his art, and then the Centaurs, and other dwellers of classical mythology. Thus, using the classic paradigm in his work, the artist speaks the universal language of myth, giving a viewer the key to understanding of him. His technique becomes an indirect conversation about essential historical topics, not a direct reflection but a symbolic generalization, looking into the depths of things. The artist places his characters in an almost magical space, distant from reality, but filled with recognizable everyday objects.
Vladimir Ovchinnikov has rightly taken a prominent place in the history of art of the second half of 20th — beginning of 21st century. His paintings are invariably narrative, they tell a viewer their story, thus leaving him with the illusion of a simple way to understanding of them. And because every time they were connected with the current events of our time, we found recent political meanings in them. As those established in the Soviet era, the works of the recent years give scope for such interpretations.
The aim of our report is to study the mythological motifs in the works of Vladimir Ovchinnikov and their meaning, to identify relevant features of historical subjects and explain the system of the symbols that are used by the artist in his works. Particular attention is paid to the development of interpretive field and analysis of the prerequisites of appearance of mythological subjects.