Актуальные проблемы теории и истории искусства


Доклад посвящен обращению к античным образам в творчестве известного петербургского художника Вячеслава Михайлова, в первую очередь изменению подходов и методов мастера от обучения в Академии художеств до настоящего времени. Постижение классического канона красоты человеческого тела лежит в основе академической системы образования. Выпускник с отличием мастерской Е. Е. Моисеенко В. Михайлов в стенах Академии овладел в совершенстве техникой натурного рисунка, который уже тогда выделялся повышенной эмоциональной заостренностью. С 1970-х годов диалектика присутствует в каждой его работе. Талант Михайлова-живописца и графика пластического свойства, его фигуры по-скопасовски рельефны и напряженны. Впоследствии художник придет к нарочитому моделированию фактуры холста, выдающей глубинную, почвенную природу образов. Его персонажи обладают автохтонностью и мощью титанов, проявляющейся в вечной борьбе, которая и есть сама жизнь. Тень «гигантомахии» наложила отпечаток на все творчество Михайлова трудных 80х-90х годов.
В изображении человека художник никогда не отказывается от фигуративности, характеры его действующих лиц обрисованы с героическим драматизмом и экспрессией. Сквозными сюжетами, к которым автор неоднократно возвращается, становятся подвиги Геракла, мощные обнаженные женские фигуры («кариатиды»).
Картины, которые по названиям можно опознать как пейзажи («Акрополь», «Форум Траяна» и др.), решены максимально обобщенно, так, чтобы сочетанием формы и цвета передать Genius loci.
«Мосхофор» (2011), как кажется, стал вехой в недавних размышлениях Михайлова о смысле человеческой жизни. Античный и христианский Добрый пастырь предстает с трудом несущим часть окровавленной туши, которая почти полностью скрывает от нас его фигуру. В этом образе сам художник видит аллегорию реальности, моральный крах, кошмар современной цивилизации, извратившей понятия о добре и зле. Современный человек, оторванный от истоков духовности, живет в вечном ужасе в чуждом ему искусственном мире.
Греческая античность для Михайлова остается колыбелью искусства ‒ «ею невозможно не восхищаться, потому что она идеальна по форме, ничем не скована, в ней ясная духовность и внешнее богоподобие». По его мнению, сама античность мало что может дать современному человеку, это скорее прекрасный сон, очарование, в которое художник погружается, на котором учится.
Однако архетипы многих его произведений своей эпической простотой, величественностью и энергией характеров сродни героям греческих трагедий. Своим творчеством В. Михайлов как бы повторяет вслед за Эсхилом «Я посвящаю свои трагедии времени».