Актуальные проблемы теории и истории искусства


Серия «Оргии», в которых любовные сцены, созданные античными художниками, чередуются с эротическими зарисовками Пикассо, явилась продолжением экспериментов Дмитрия Гутова по созданию металлических объектов-картин, воссоздающих легко узнаваемые сюжеты античного и европейского искусства. Наиболее известной серией Гутова, выполненной в данной технике, являются нашумевшие «Icons», в которых художник поработал с образностью византийской и русской иконописи. Появившиеся в момент оживления общественной дискуссии о выборе культурной парадигмы, «Icons» были ожидаемо восприняты в контексте этой полемики. Дискуссия, впрочем, оказалась непродолжительной, и в этом смысле «Оргии», показанные всего лишь год спустя на выставке с экзотическим названием «Гений нуждается в оргии», смотрелись как симметричный ответ художника на ее завершение, как демонстративный акт эскапизма.
При очевидной допустимости и закономерности подобных интерпретаций, представляется не менее интересным рассмотреть формальный аспект металлических объектов-картин Гутова, а также связи, существующие между ними и их историческими первоисточниками. Именно таким образом можно по достоинству оценить значимость данных работ, и показать, как они инициируют историко-культурный диалог и выполняют роль медиума между классическим и современным искусством.
Параллаксом мы называем ощущение объема и движения предмета в пространстве, возникающее за счет нашего собственного движения. Объекты-картины Гутова воспринимаются как картины (плоскостное изображение) только с очень определенной точки зрения (строго под прямым углом по отношению к ее плоскости, на расстоянии 10-15 метров). Меняя свое положение относительно этого объекта, приближаясь к нему и заостряя угол зрения, мы кардинально «меняем» и саму картину: четкое графичное изображение как бы
«раскрывается», становясь все более экспрессивным и приобретая объем, а затем и вовсе абстрактным, превращаясь в нагромождение искривленных металлических полос. Художник демонстрирует нам неограниченный потенциал художественного образа, раскрываемый нами при условии нашей способности двигаться или «менять свою точку зрения». Классический образ оживает и раскрывается в нашем восприятии спектром новых смыслов.


The "Orgy" series, in which love scenes, created by ancient artists, interspersed with erotic sketches by Picasso, is a continuation of Dmitry Gutov's experiments to create metal objects-paintings, recreating easily recognizable scenes of ancient and European art. The most famous series by Gutov made in this technique are sensational «Icons», in which the artist works with the imagery of the Byzantine and Russian icons. Appeared at the time of revival of the public debate about the choice of the cultural paradigm, «Icons» expectedly were perceived as in the context of this debate. The debate, however, was short-lived, and in this sense "Orgies" shown only a year later at the show with an exotic name "Genius Needs an Orgy", looked like a symmetrical response of the artist to its completion as a demonstrative act of escapism.
With the apparent acceptability of such interpretation, it is no less interesting to consider the formal aspect of metal Gutov's objects-paintings, as well as the links between them and their historical references. It is thus possible to appreciate the significance of these works, and to show how they initiate the historical-cultural dialogue, and act as a medium between the classical and contemporary art.
A parallax means a sense of depth and motion of an object in space that occurs due to our own movement. Objects-paintings by Gutov can be perceived as a picture (in-plane image) from only a very particular point of view (strictly at right angles to its plane, at a distance of 10-15 meters). Changing its position relative to the object, approaching him and sharpening the angle of view, fundamentally "changes" the picture observed: graphically clear image as if "disclosed", becoming more expressive and purchasing depth, and then becomes completely abstract, turning into a pile of twisted metal strips. The artist shows us the unlimited potential of the image, disclosed by us in terms of our ability to move or "change the angle of view". Classic image comes to life and reveals in our perception with a range of new meanings.